Свидетельства Откровения о Божеств. достоинстве Святого Духа и Его равенстве с Отцом и Сыном

Учение Откровения о, Божестве Святого Духа более кратко, чем учение о Божестве Сына, но, тем не менее, оно достаточно убедительно. Святый Дух есть истинный Бог, а не некое сотворенное существо или безличная сила, к-рой обладают Отец и Сын.

Почему учение о Духе изложено более кратко, хорошо объясняется свт. Григорием Богословом (слово 31): "Ветхий Завет ясно проповедовал Отца, а не с такой ясностью Сына. Новый - открыл Сына и дал указание о Божестве Духа. Небезопасно было прежде, нежели исповедано Божество Отца, ясно проповедовать Сына, и прежде, нежели признан Сын, обременять нас проповедью о Духе Святом и подвергать опасности утратить последние силы, как бывало с людьми, к-рые обременены пищей, принятой не в меру, или слабое еще зрение устремляют на солнечный свет. Надлежало же, чтобы Троичный Свет озарял просветляемых постепенными прибавлениями, поступлениями от славы в славу".

Прямое указание на то, что Святой Дух явл-ся Богом, в Свщ. Писании только одно. В Деян. 5, 3-4, ап. Петр обличает Ананию, к-рый утаил часть от цены проданного имения: "Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому? Ты солгал не человекам, а Богу".

Кроме этого имеются косвенные свидетельства о Божеств. достоинстве Духа. Напр, ап. Павел, говоря о человеч. теле как храме, употребляет в качестве синонимов выражения "храм Божий" и "храм Духа Святого". Напр, 1 Кор. 3, 16: "Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас".

Косвенным указанием на Божеств. достоинство Духа явл-ся и заповедь о крещении (Мф. 28, 20), и апостольское приветствие ап. Павла (2 Кор. 13, 13).

В Свщ. Писании Духу Святому усвояются, так же, как и Сыну, Божеств. свойства. В частности, всеведение (1 Кор. 2, 10): "Дух все проницает, и глубины Божий", причем, из контекста видно, что слово "проницает" здесь употребляется в смысле "знает, постигает".

Святому Духу усвояется способность и власть отпущения грехов, что также может совершать только Бог (Ин. 20, 22-23): "Примите Духа Святаго: кому простите грехи тому простятся; на ком оставите, на том останутся".

Духу Святому приписывается участие в творения мира. В Быт. 1, 2 говорится о Духе Святом, носившемся над водами. Речь идет не просто о механическом перемещении в пространстве, а о Божеств. творческом действии.

Об участии Духа Святого в творении говорится в Иов. Здесь речь идет о творении человека: "Дух Божий создал меня и дыхание Вседержителя дало мне жизнь".

Приписывая Святому Духу божеств. свойства, Свщ. Писание нигде не поставляет Святого Духа среди тварей. В 2 Тим. 3, 16 сказано: "Все Писание богодухновенно".

В 5-й книге "Против Евномия" (к-рая традиционно приписывается Василию Великому, но по единодушному мнению современных патрологов ему не принадлежит, наиболее распространено мнение, что ее написал современник Василия Великого, александрийский богослов Дидим Слепец) есть такие слова: "Почему же Дух Святый не Бог, когда писание Его богодухновенно".

Ап. Петр (2 Пет. 1, 21), говоря о ветхозаветных пророчествах, замечает, что "их изрекали святые Божий человеки, будучи движимы Духом Святым", т. е. Свщ. Писание богодухновенно, т.к. его писали люди, движимые Духом Святым.

Тогда становится понятен аргумент автора 5 книги "Против Евномия". Если мы называем богодухновенным Свщ. Писание, к-рое инспирировано Духом Святым, то почему же тогда мы не можем называть Его Самого Богом?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: