Ин. 14, 16: "И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек".
Ин. 14, 26: "Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое".
Из этих 2х стихов видно, что Святой Дух, Утешитель отличен от Сына, Он есть другой Утешитель, но в то же время между Сыном и Духом нет противопоставления, нет отношения соподчиненности. Эти стихи указывают только на различия между Сыном и Духом и на нек-рую соотнесенность между ними, причем эта соотнесенность устанавливается не непосредственно, а через отношение 2-й и 3-й Ипостаси к Отцу.
В Ин. 15, 26 Господь говорит о Духе Святом как о "Духе истины, Который от Отца исходит". "Нахождение" есть ипостасное свойство Святого Духа, к-рое отличает Его и от Отца, и от Сына.
Личные (ипостасные) свойства
В соответствии с отношениями предвечного рождения и предвечного исхождения определяются личные свойства Лиц Пресвятой Троицы. Примерно начиная с конца 4 века можно говорить об общепринятой терминологии, согласно к-рой ипостасные свойства выражаются след. терминами: у Отца - нерожденность, по-гречески "agennesia", по латыни - innativitas, у Сына - рожденность, " gennesia ", по латыни - generatio, и нахождение у Святого Духа, по-гречески "ekporeysis", "ekporeyma", по латыни - "processio".
|
|
Личные свойства суть свойства несообщимые, вечно остающиеся неизменными, исключительно принадлежащие тому или другому из Божественных Лиц. Благодаря этим свойствам Лица различаются друг от друга, и мы познаем их как особые Ипостаси.
Св. Иоанн Дамаскин пишет: "Нерождаемость, рождение и исхождение - только этими ипостасными свойствами и различаются между собой 3 Святые Ипостаси, нераздельно различаемые не по сущности, а по отличительному свойству каждой ипостаси".