Сущность христианского учения о происхождении мира

Творение "из ничего"

Сущность христиан. учения о творении состоит в том, что Бог создал этот мир из ничего. Иначе говоря, произвел все существующее через творение.

Согласно христиан. учению, Бог, поскольку Он есть абсолютная Личность, Он не нуждался для сотворения мира ни в каком материале и весь мир создал по мановению Своей воли. Свт. Феофил Антиохийский (Послание к Автолику 2, 4) пишет: "Что великого, если Бог создал мир из готовой материи? И человек-художник, если получит от кого вещество, делает из него, что захочет. Могущество же Бога обнаруживается в том, что из ничего творит, что хочет".

Христиан. учение подчеркивает, что Бог, не нуждаясь в исходном материале, творит мир не только по его формам, но и по веществу. Свт. Василий Великий пишет ("Шестоднев" 2, 3): "Бог, прежде чем существовало что-либо из видимого ныне, положил в уме и подвигся привести в бытие несущее, а вместе с тем, Он помыслил и о том, каким должен быть мир и произвел материю, соответственную форме мира". Поэтому Бог есть не только изобретатель образов, но и Зиждитель самого естества существ, мир создан Богом не только по форме, но и по веществу.

Несовместимость дуалистических и пантеистических учений с библейским Откровением обнаруживается в том, что, во-1-х, они предполагают несовершенство Творца, отказывают Ему в абсолютности, в обладании всей полнотой бытия и совершенства. Во-2-х, вводят в Божеств. жизнь понятие необходимости, к-рая довлеет Самому Богу. В-3-х, эти учения, прежде всего это касается пантеизма, не могут разрешить проблему зла и человеч. свободы. Эти учения обесценивают самое значение творческого акта. В. Н. Лосский пишет: ("Очерк мистического богословия Восточ. церкви. Догм. богословие"): «Творить - это не значит отражаться в зеркале, даже если зеркало есть первичная материя; это также не значит раздробляться, чтобы затем все снова в себе собрать; творить - значит вызывать новое; творение, если можно так выразиться, - это риск нового. Когда Бог вызывает не из Самого Себя новый "сюжет", сюжет свободный - это апогей Его творческого действия; Божеств. свобода свершается в сотворении этого высочайшего риска - в сотворении другой свободы».

Нельзя сказать, что идея творения из ничего в Свщ. Писании представлена со всей очевидностью. Непосредственно о творении из ничего говорится на страницах Библии только один раз, причем в неканонической книге: "Посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего" (2 Мак. 7, 28).

Выражению "Из ничего" в греч. тексте соответствует ex ouk onton, в латин. переводе - "ex nihilo", в славянском - "из несущих". В отличие от Платона, к-рый пользовался выражением to me on, указывает на более радикальное отрицание. Если выражение Платона обозначает несущее только по отношению к миру чистых идей, некую чистую возможность бытия, то частица ouk указывает на абсолютное ничто. Ничто, к-рое человеч. ум даже не может помыслить, т.к. никогда не сталкивается ни с чем подобным. Сама возможность бытия, по мысли блж. Августина, уже предполагает категорию тварности, сама нуждается в нек-ром сотворении.

Может возникнуть вопрос: "Если Бог творит мир из абсолютного ничто, то что было вне Бога до сотворения?" Сама постановка такого вопроса некорректна, т.к. понятия "до", "вне" предполагают акт сотворения. Только с сотворением мира возникают время и пространство, как формы существования мира, и категориями времени и пространства определяются понятия "до" и "вне". Поэтому вопрос о том, что было вне Бога до того, как Он сотворил мир, абсурден.

Существуют косвенные указания Свщ. Писания на сотворение мира из ничего. В Быт. 1,1 сказано, что Бог сотворил небо и землю. Здесь употреблен глагол еврейский "бара" В евр. языке для выражения идеи творения используются 2 слова: "асан", к-рое означает "создавать из подручного материала"; и слово "бара", к-рое может иметь 2 значения: во-1-х, значение сотворения из ничего, создание чего-то совершенно нового, ранее несуществовавшего; во-2-х, значение творения из какого-то подручного материала. Но поскольку сказано, что земля была безвидна и пуста, и потом уже из этой неоформленной материи Бог в течение 6 дней создавал мир, то следует признать, что в Быт. 1, 1 этот глагол употреблен именно в значении тварения "из ничего". Кроме того, Свщ. Писание нигде не говорит о совечности мира и Бога. Само наименование "вечный" в Свщ. Писании прилагается только к Самому Божеству или к Божеств. свойствам, но никогда не прилагается к тому, что принадлежит миру сотворенному. Христианская космология и космогония отличается не только от различных языческих учений о происхождении мира, но и от учений "строго" монотеистических, т. е. ислама и иудаизма, в к-рых нет учения о Пресвятой Троице. Ни в исламе, ни в иудаизме не уделяется такого большого значения идее творения из ничего. В иудаизме учение о творении из ничего более менее прочно утвердилось только в 11 веке по Р.Х. усилиями такого известного иудейского богослова, как Маймонид.

В Талмуде, напр, можно встретить самые разные концепции происхождения мира: идея творения из ничего здесь соседствует с космогоническими теориями, близкими к платонистским или неоплйтонистским. Что касается ислама, то в нек-рых его направлениях, учение об эманации, пантеистические идеи явл-ся официальными. По крайней мере, учения, к-рые отрицают творение из ничего, официальной мечетью и синагогой не квалифицируются как недопустимая ересь и достаточно спокойно терпятся.

В отличие от ислама и иудаизма, христианство изначально (об этом мы можем судить по творениям св. отцов 2 и 3 веков) однозначно высказалось в пользу идеи творения из ничего, любые отступления от этой вероучительной истины всегда квалифицировались Церковью как крайняя ересь. Это обусловлено христиан. учением о Боге Троице. Христиан. догматика проводит четкое различие между предвечным рождением Сына и предвечным исхождением Св. Духа как действиями Божеств. природы и творением мира, как актом Божеств. воли.

Свт. Кирилл Александрийский пишет: "Творить - это принадлежит деятельности или энергии, а рождать - естеству. Естество же и деятельность не одно и то же. Следовательно, не одно и то же рождать и творить". То же самое утверждает св. Иоанн Дамаскин: "Рождение в Нем безначально и вечно, т.к. оно одно из действий Его существа, иначе бы Рождающий потерпел изменения. Творение же у Бога, как действие хотения не совечно Богу, ибо приводимое из небытия в бытие не может быть совечно Безначальному и всегда Сущему".

У "строгих монотеистов" нет различия между предвечным рождением и исхождением, как действиями Божеств. природы, и творением, как актом воли, и эта неспособность различать сферы, естественно, приводит к их слиянию. Поэтому для "строгого монотеизма" всегда существует опасность мыслить творение мира по образу предвечного рождения и исхождения. И главное, в системе иудейского и мусульманского вероучения трудно понять, почему именно так мыслить нельзя. Учение о творении из ничего имеет огромное духовно-нравственное значение, т.к. только учение о творении из ничего может быть богословским и философским обоснованием примата бытия личностного над бытием безличным. Только таким образом возможно утвердить ценность личностного бытия, личности человека.

Если Бог есть абсолютная полнота бытия, если Он все объемлет и все в Себе заключает, то каким образом наряду с Богом может возникнуть нечто от Бога отличное? Не должен ли Бог в таком случае каким-то образом ограничить Себя, чтобы рядом с Собой освободить место для существования чего-то от Себя отличного? В иудейской мистике, в Каббале, творение так и мыслится: Бог сжимается в безразмерную точку, чтобы освободить место для мира.

Этот вопрос основывается на недопустимо натуралистических представлениях о Божестве и переносит на Божеств. бытие представления, сложившиеся в результате наблюдения мира тварного. Здесь имеет место недооценка иноприродности Бога и мира, поскольку природа тварная и нетварная различны самым радикальным образом.

Св. Иоанн Дамаскин ("Точное изложение...") учит, что "все сотворенное отстоит от Бога не местом, но природой", т. е. природа Божественная и тварная до такой степени различны, что между ними не может быть "борьбы за обладание жизненным пространством". Можно привести несовершенную аналогию, заимствованные из мира тварного: твердое вещество и электромагнитные волны, напр, могут сосуществовать в одной и той же точке пространства, нисколько друг другу не мешая.

Св. Григорий Нисский говорит: "Велико и непроходимо расстояние, отделяющее несозданное естество от всякой созданной сущности". Это бесконечное расстояние между Божественной и тварной природами никогда не исчезает, даже на вершинах оБожения твари.

Если мир сотворен из ничего, то какие следствия имеет этот факт для самого мира и для Бога? Т.к. мир сотворен из ничего, для Бога в существовании мира нет никакой необходимости. Возникновение мира ничего к бытию Бога не добавляет и ничего от Божеств. бытия не отнимает.

Т.к. тварь имеет начало, то уже в силу своего происхождения она обречена на то, чтобы быть изменяемой, т. е. подверженной переходу из одного состояния в другое. У В.Н.Лосского об этом имеются след. мысли. Тварь "не имеет никакого обоснования ни в самой себе, как созданной из ничего, ни в Божеств. сущности, ибо никакая необходимость не побуждала Бога творить". Тварное бытие "обосновывается ни самим собой, ни Божеств. сущностью, а одной лишь Божеств. волей. Это отсутствие собств. обоснования и есть небытие. Так, незыблемое, непреходящее для твари - это ее отношение к Богу; по отношению же к самой себе она сводится к nihil", т. е. к ничто. Иными словами, тварный мир существует только благодаря своей причастности к Божеств. энергиям. Бог поддерживает мир в бытии, и автономно от Бога мир существовать не может.

Если представить невозможное, что поток Божеств. энергий каким-то образом прекратится, то мир мгновенно обратится в ничто. Свт. Филарет Московский ("Слово в день обретения мощей свт. Алексия") говорит: "Творческое слово есть, как адамантовый мост, на к-ром поставлены и стоят твари над бездной Божией бесконечности, под бездной собственного ничтожества".

Существует мнение, что христиан. учение о творении мира из ничего, утверждая абсолютную зависимость твари от ее Творца, унижает тварное бытие, что отсюда рождается в христиан. сознании пренебрежительное отношение к миру, за к-рым христиане не признают никакой ценности.

В действительности это не так. Именно христиан. учение о творении мира из ничего способно дать обоснование тварного бытия. Согласно христиан. учению, тварь, поскольку она сотворена, имеет начало, но тварь при этом не имеет конца. В.Н.Лосский пишет: "Сотворение мира не есть необходимость. Бог мог бы и не творить его, но необязательное для самого троичного бытия, оно обязывает творение существовать и существовать навсегда".

Действительно, в Боге нет ничего изменяющегося, и Его определения не подлежат никакой перемене. Об этом говорит Свщ. Писание: "Господь царствует; Он облечен величием, облечен Господь могуществом и препоясан: потому вселенная тверда, не подвигнется". (Пс. 92, 1)

"Но слово Господне пребывает вовек" (1 Пет. 1, 25)

Разрушение мира, к-рое совершится в конце времен, не будет возвращением этого мира к небытию. Книга Откровения (21 гл.) говорит, что на смену ныне существующему миру явится новое небо и новая земля, т. е. произойдет трансформация, и творение перейдет на новый уровень своего существования, но ни в коем случае не аннигилирует.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: