Исполнители: ведущие (2 чел.), «специалисты» (4-5 чел.), «пресса» (6-7 чел.), аудитория.
Вступительное слово «ведущих»: Что такое этика и мораль? Каков смысл понятия "профессиональная мораль"? Для чего она нужна социальному работнику? Каково соотношение между трудовой и профессиональной моралью? Какие отношения в профессии регулирует профессиональная мораль? Зарождение и развитие этики социального работника.
Предлагаемые темы для обсуждения: особенности этики социального работника; основные ценности и принципы этики социальной работы; роль внутренней мотивации социального работника в профессиональной деятельности.
Специалисты: этические требования к профессиограмме социального работника; идеал и моральные ценности социальной работы; справедливость как основополагающая ценность социальной работы; милосердие как выражение гуманистической ценности социальной работы; нравственно-профессиональные принципы социальной работы; особенности этического кодекса социальной работы.
|
|
«Пресса» и «аудитория» готовят вопросы для «специалистов» по сообщениям и участвуют в их обсуждении.
«Ведущие» подводят итоги пресс-конференции.
Примерный сценарий практикума
Каждому студенту в группе раздается несколько ситуативных задач, связанных с этической стороной работы социального работника. На основе источников (этических кодексов соцработников и прав человека и ребенка) происходит решение задач и обсуждение теоретических аспектов, исходящих из них.
Ситуация 1 [2].
На прием к социальному работнику пришла женщина. От первого брака у нее имеется дочь девяти лет. Во второй брак она вступила с мужчиной, с которым проживает его четырнадцатилетний сын. Отношения в новой семье между детьми и родителями не складываются, то есть мальчик не ладит с мачехой, а девочка - с отчимом. Из-за этого муж с женой постоянно ссорятся.
Какие из профессионально-моральных принципов должны определять деятельность социального работника? Ответ аргументируйте.
Ситуация 2.
- Вы не могли бы принять меня без очереди, мне очень тяжело стоять?
- Извините, принять без очереди не смогу, но могу предложить вам стул.
Что иллюстрирует эта ситуация в действии социального работника?
Ситуация 3.
Социальный работник, уезжая в командировку, попросил своего коллегу подменить его на время отсутствия. Коллега отказался, сославшись на большую загруженность. По этой причине возник конфликт.
Как можно было избежать конфликта?