Накопительная система оценивания независимо от выбранной формы реализации должна давать объективное представление об уровне освоения учащимися программы, а также отражать мотивационную характеристику образовательного процесса: своевременность выполнения заданий, готовность выполнять более сложные дополнительные задания и т.п.
В связи с этим при разработке портфолио и рейтинга целесообразно придерживаться следующего алгоритма:
1. Определение структуры изучаемого материала, аналогичной тому, как это делается для составления тестов (см. работы 15–16). На этом этапе определяется минимальный и оптимальный уровень системы «знать – уметь – владеть», которая должна быть сформирована по итогам изучения данной темы. Подсчет результата удобно проводить по каждой теме отдельно, поэтому накопительные системы оценивания часто сочетают с модульным подходом.
2. Определение системы контрольных мероприятий, проверяющих освоение программы. Иными словами, каким образом будет проверено наличие у учащегося соответствующего знания, умения, владения. В качестве контрольных мероприятий могут быть выбраны тестирования, практические работы, контрольные работы, проекты, выступления с докладами и т. п. В соответствии с полученной системой контрольных мероприятий определяются критерии оценивания.
|
|
3. Определить «вес» каждого критерия и выбор математической модели перевода баллов в оценку. Вес определяется в зависимости от сложности задания и значимости проверяемых им знаний, умений, владений. Также на показатель веса влияет математическая модель подсчета результата. Если итоговый балл по теме фиксированный, то вес критерия ограничен этим значением и на него оказывает влияние количество контрольных мероприятий в модуле (теме).
Далее необходимо обеспечить реализацию мотивационной составляющей. В рейтинге и портфолио это достигается разными путями.
Для портфолио
В структуре портфолио должны быть предусмотрены как обязательные, так и дополнительные элементы. Например, грамота за участие в конкурсе «Властелин вкуса», проводимого в рамках урока, или инструкционная карта на выполнение шипового соединения могут быть обязательными для всех, а грамота об участии в олимпиаде – нет.
Для рейтинга
Мотивационный компонент в рейтинге реализуется за счет повышающих и понижающих коэффициентов. Они могут учитывать сроки выполнения задания, сложность выбранного задания, творческий подход к его выполнению и т.п.
Таблица 23