В исследовании З.Т. Голенковой и Е.Д. Игитханян численность среднего класса, выделенного по средним значениям показателей качества семейного бюджета, общей удовлетворенности материальным положением и самоидентификация со средним слоем, не превысила 6—9%. Средние слои также отчуждены от собственности, как и при социализме. По-прежнему их резервом являются только образование и профессия.
По мнению Л.А. Беляевой, для выявления среднего класса как в российском, так и в западном обществе должен применяться один и тот же набор показателей: уровень благосостояния, определяющий качество жизни; возможность использовать высокотехнологичные предметы быта и услуги; уровень образования и культуры, позволяющий выполнять высококвалифицированную работу или руководить предприятием, организацией; экономический тип поведения, ориентированный на рыночную форму хозяйствования в сочетании со стремлением к самостоятельности и независимости, наращиванием капитала и инвестиционной активностью; социально-психологические установки на семейное благополучие, индивидуальное развитие и совершенствование. Политические ориентации определяются в целом демократическими принципами, законопослушностью и требованиями к государству защищать законы и права человека. И последнее в данном перечне, но не последнее по существу — престиж трудовой деятельности, престиж образа жизни, престиж круга общения.
|
|
В исследовании Л.А. Беляевой (1998 г.) использовались критерии 1) самоидентификации; 2) дохода; 3) уровня образования; 4) стратегии повседневного поведения (дополнительный признак). По составу средние слои (их выделено три) дифференцировались на следующие категории: рабочие в промышленности (35,2%), технические специалисты, менеджеры среднего звена (14,4), руководители госпредприятий и акционерных обществ (1,2), предприниматели (6,9), бухгалтеры, финансисты и т.п. работники (4,0), гуманитарная интеллигенция (20,5), работники сферы быта и услуг (10,2), работники торговли и снабжения (7,6)., Общая численность трех слоев среднего класса составляет немного более 20% населения России: 11% - “средняя масса”, 6% — “российский средний класс”, 3% — “идеальный средний класс” Выяснилось, что этот класс неоднороден по доходам, моделям поведения и профессионально-квалифиционному составу. Общий вывод таков: “...в переходном обществе пока преждевременно говорить о среднем классе как о вполне устоявшейся по численности социальной общности, которая осознанно идентифицирует себя со средним классом и по своим характеристикам близка к среднему классу западных стран... Причем группа, идентичная среднему слою западных стран, самая малочисленная”.
|
|
Если следовать нормативистскому подходу, то на протяжении 2 млн лет никакого среднего класса не было, а он появился только в XX в., т.е. после перехода западных стран к постиндустриальному обществу. Подобная точка зрения имеет твердые теоретические основания, поскольку действительно многочисленный средний класс характеризует не до- или индустриальное, а именно постиндустриальное общество. Следовательно, среднего класса как социального явления, а не понятия, не было ни в античности, ни в средние века. Однако о роли среднего класса рассуждали и на нем строили свою теорию стратификации Платон и Аристотель. Так был или нет средний класс в античную эпоху?
Суть релятивистского подхода заключается в том, что для каждого типа общества — рыночного и нерыночного, — а также для каждой исторической эпохи и отдельно для каждой страны создается специфическая модель среднего класса. Для ее установления надо исходить не из количественных или профессиональных характеристик среднего класса в капиталистическом обществе, а из самой сущности и роли этого класса в любом обществе. Таким образом, за основу берутся не количественные, например распределение и уровень дохода, а качественные характеристики, прежде всего характер и содержание труда, образ жизни, стабилизационная роль среднего класса в динамике любого общества.
Независимо от того, какие профессии и экономические слои общества входят в средний класс, всем им должны быть присущи следующие необходимые (хотя не всегда достаточные) критерии:
• собственность — не-собственность: средний класс в значительной мере составляют наемные работники или “полусобственники”, куда причисляют самонанятые;
• характер труда, соотношение умственных и физических нагрузок;
• профессиональная принадлежность: существует список профессий или занятий, относящихся ко всем трем классам (врачи, юристы, ученые — нижний слой высшего класса; водители, сантехники — нижний класс; фермеры, инженеры — средний класс);
• средний класс — это обязательно те слои, которые по уровню дохода находятся в середине стратификационной шкалы;
• представители среднего класса — это те, кто способен улучшить свое материальное положение только благодаря существующему строю;
• средний класс никогда не выступает против существующего строя;
• образ жизни: средний класс получает достаточные доходы для того, чтобы вести приличествующий для данного общества образ жизни; иными словами, к нему относят не столько тех, кто много зарабатывает, сколько тех, кто разумно тратит заработанное, и прежде всего на культурные потребности;
• самоидентификация — субъективное отнесение себя к среднему классу, социальное отнесение себя к тем, кто ведет достойный образ жизни даже при весьма скромных доходах.
Большинство отечественных социологов склоняется к тому, чтобы использовать не один, а несколько критериев для установления численности среднего класса в России. Использование только одного критерия дает очень сильную вариацию величин. Так, критерий самоидентификации дает численность среднего класса в современной России 59—60%, а критерий доходов — не более 20%. Респонденты, на основе самоидентификации отнесшие себя к среднему слою, считают, что живут, как все. Напротив, когда респондентов спрашивают о доходах, только меньшинство считают, что они получают достаточные для среднего класса доходы.
В советском обществе не было рыночных отношений, не было многих элементов западного общества (не было фермеров, мелкой и средней буржуазии), но были многочисленный управленческий аппарат, широкие слои технической и гуманитарной интеллигенции, достаточно многочисленные слои высококвалифицированных рабочих и крестьян. Следует ли отсюда, что в советском обществе не было среднего класса? Если придерживаться нормативистской концепции, то его не существовало, а если за ориентир взять релятивистский подход, то придется признать, что он не только существовал, но на этапе развитого социализма играл очень важную роль социального стабилизатора. С одной стороны, в СССР не должно было быть мощного среднего класса, поскольку страна не перешла с индустриальной на постиндустриальную фазу развития. Действительно, средние слои на Западе — это порождение индустриального общества, но полного развития средний класс достигает лишь в постиндустриальном обществе. С другой стороны, в стране обязательно должен существовать такой класс, куда входили многочисленные слои управленцев, военных, партработников, врачей, учителей и т.д. СССР обладал мощным научно-техническим и культурным потенциалом, огромным управленческим аппаратом, многочисленной армией, которые создавались представителями среднего класса. В подобном случае к среднему классу, как и предполагал А. Кустарев, относится большинство населения.
|
|
Таким образом, правильнее считать, что на самом деле правы сторонники релятивистского подхода, а потому должны существовать две модели среднего класса — для рыночного общества и для нерыночного. Советское общество — нерыночное, но средний класс составлял от 30 до 40% и более.
Советское, а затем российское общество создало свою собственную модель среднего класса. Переход от социализма к капитализму в начале 90-х годов без гражданской войны стал возможным благодаря мощному среднему классу. Советский рабочий класс в 80-е годы втягивался в средний класс через так называемый слой интеллигентов-рабочих, выполнявший функцию соединительного моста и служивший преддверием среднего класса либо его начальной ступенькой.
В США средний класс — это класс, живущий в кредит. У него хорошие дома, личные автомобили, престижная работа, но жизнь в рассрочку — это жизнь с известной степенью риска. В СССР средний класс жил “от зарплаты до зарплаты”, но никакого риска ни остаться безработным, ни не заплатить за жилье не существовало. Таков советский образ среднего класса.
|
|
Американские социологи, не склонные симпатизировать советскому режиму, признавали, что в 50—60-е годы самая высокая мобильность в мире существовала только в США и СССР. А, как известно, высокая мобильность — показатель активного формирования среднего класса, его пополнения из низших слоев и интенсивного перехода из среднего класса в высший.
Нормативистский подход хорош там, где он решает свои задачи и не пытается живую реальность подменить голой схемой. Релятивистский подход хорош в определенных границах, а именно тогда, когда описывает отличительные, специфические черты среднего класса. Но он плох там, где необходимо проанализировать законы рыночного общества и выяснить общие закономерности модернизации. Нормативистский подход показывает то, насколько страна отклоняется от общего эталона. Релятивистский подход обосновывает необходимость такого отклонения в качестве универсального закона развития.
Эти подходы являются не антагонистическими, а взаимодополнительными. Ими можно пользоваться попеременно, решая разные научные задачи. Возможно даже применение двух методологий одновременно.
Иными словами, объединив оба подхода, мы можем говорить о том, что в конце 90-х годов российская интеллигенция все еще живет бедно, настоящих прозападных менеджеров (по приемам работы и менталитету) и предпринимателей пока еще немного, но в целом сочувствующая демократическому рыночному обществу масса населения достаточно многочисленна. Но ее недостаточно для того, чтобы, закрепившись на рыночной дороге, двигаться по ней с ускорением. Замедления и промедления чреваты откатом назад. На всем протяжении этого пути может сохраняться опасность отхода от капитализма к социализму, если 30—40% “советского” среднего класса сочтут для себя выгодной не капиталистическую, а некую иную, например полусоциалистическую или социал-капиталистическую, модель развития. Такого рода опасность будет сохраняться до того времени, пока в процентном отношении обе модели не сравняются либо первая не превысит вторую. Во втором случае мы сможем утверждать, что рыночный средний класс превысил нерыночный средний класс.
Рыночный тип среднего класса — это накопленная модель. Западные страны всегда были рыночным обществом, здесь накопились десятки миллионов фермеров, лавочников, инженеров, менеджеров и т.д., которые относятся к среднему (рыночному) классу. В России никогда не было развитого рыночного хозяйства. Мы периодически уничтожали носителей рыночной экономики, а значит, у нас нет тех слоев и групп, которые входят в средний класс в рыночном понимании слова. Рыночный средний класс формируется только в том случае, когда, по справедливому утверждению Л.А. Беляевой, экономика развивается с опорой на высокотехнологичные производства и квалифицированные слои населения, а не на эксплуатацию природных ресурсов и развитие третичного сектора экономики. С окончательным переходом России в категорию стран третьего мира надежда на повышение социального статуса, количественный рост и усиление социального веса среднего слоя может оказаться призрачной.
Соединение нормативного и релятивистского подходов помогает прояснить динамику среднего класса в России. Если сравнивать ее с западной моделью, то вырисовываются два этапа, через которые прошел в своем становлении средний класс, например, в США и Западной Европе (в Японии динамика несколько иная). Так называемый старый средний класс, который начал формироваться в XVIII— XIX вв. и существовал до серединыXX в., состоял прежде всего из собственников — мелкой и средней буржуазии. Во второй половине XX в. ему на смену пришел так называемый новый средний класс, включающий самозанятых. Ресурсы власти “новых средних” связаны не с собственностью, а с профессиональной деятельностью.
Таким образом, ядро старого среднего класса составляют мелкие предприниматели (представители малого бизнеса) — это владельцы небольшой мастерской или фабрики, ресторанчика, фермеры-арендаторы, самозанятый водопроводчик или строитель и т.п. Ядро нового среднего класса составляют представители свободных профессий и менеджеры: инженеры, программисты, врачи, адвокаты, ученые и преподаватели и т.д. Если на стадии индустриального общества главенствовал старый средний класс, то на стадии постиндустриального общества ведущие позиции в классовой структуре общества занимает новый средний класс. Такова историческая логика эволюции западного общества. А какова логика развития среднего класса в России, если учесть, что за годы советской власти, т.е. в период с 1917 по 1991 г., мелких и средних предпринимателей уничтожили, фазу индустриального развития общества завершить не удалось, хотя удельный вес нового среднего класса (пусть и нерыночного типа), а именно ученых, врачей, преподавателей, инженеров и руководителей, был очень значительным (не случайно страна гордилась тем, что ученых и врачей у нас надушу населения было больше всех в мире)?
В России эволюция среднего класса имеет более сложную динамику. Наше общество и здесь демонстрирует свой уникальный путь, на этот раз в формировании среднего слоя.
Исторически традиционные, или старые, средние слои сформировались до Октябрьской революции, при капитализме, а позже в течение 70 лет советской власти были полностью уничтожены. Через некоторое время, а именно в 60—80-е годы в стране возник советский тип среднего класса. Как его называть — новым средним классом, учитывая время его возникновения, или нетрадиционным средним классом, учитывая, что советский средний класс является не капиталистическим, а социалистическим, — в литературе окончательно не решено. Но совершенно очевидно, что в нем отсутствовали в обществе представители средних слоев, которые порождены рыночными отношениями: специалисты по маркетингу, банковскому делу, управленцы с рыночной ориентацией, хозяева небольших предприятий, фирм, брокерских контор, магазинов и т.д.
В начале 90-х годов Россия, свернув с социалистического пути, встала на общемировой капиталистический путь развития. Отечественные ученые заговорили о зарождении среднего класса, или средних слоев. Это уже третье рождение среднего класса. Но как именовать новую социальную общность?
Новый российский средний класс весьма мало напоминает аналогичные слои развитых стран. В таком случае его нельзя именовать “новым средним классом” по типу западного. Тем не менее он действительно новый. У него совершенно иная социально-экономическая природа. Разберемся подробнее в этом важном вопросе.
Во второй половине XX в. можно выделить два этапа — второй и третий (первый этап, как мы помним, относится к дореволюционной России) в процессе становления среднего класса: 1) 60—80-е годы отмечены становлением и усилением советского среднего класса, социальные гарантии и материальное положение которого зависели от государственной собственности; 2) в 90-е годы начинается формирование нового, рыночного типа среднего класса, который связан с частной собственностью и его можно именовать постсоветским. Приватизация государственной собственности, возникновение частных капиталов на руинах общенародной собственности служат причиной перехода от одного типа среднего класса (нерыночного) к другому — рыночному. К подобным выводам ведет применение нормативистского подхода.
Таким образом, использование релятивистского подхода позволяет сравнить средние классы в разных странах и обнаружить специфику российского. Она заключается в том, что переход от советского к постсоветскому типу среднего класса происходит в период, когда в России не завершено построение индустриального общества, когда эта, исторически предшествующая стадия еще не исчерпала своих ресурсов, а уже намечается переход к следующему и более высокому типу общества, постиндустриальному. Однако в 90-е годы Россия не вступила в постиндустриальную стадию. Более того, у многих исследователей возникают сомнения, смогла ли страна удержаться на индустриальной стадии, поскольку промышленный потенциал в значительной степени был подорван в процессе социально-экономических трансформаций 90-х годов.
Специалисты считают драматичным положение “новых” средних слоев в российском обществе. “Потенциально социальная база для формирования этих слоев достаточно широка, прежде всего за счет большого числа специалистов с высшим и средним образованием, занятых в народном хозяйстве: сейчас они составляют около 28% работающих. Но большинство из них по своему социальному статусу низведены до роли наемных работников с предельно низким уровнем доходов, зачастую ниже прожиточного минимума. Не случайно, что именно они, поданным социологических опросов, поддерживали идеи рыночного пути развития, так как видели в переходе к рыночной экономике возможность улучшить свое материальное положение, реализовать творческий и интеллектуальный потенциал. Некоторые специалисты смогли найти себя в бизнесе, малом и среднем предпринимательстве, но большинство сохраняют приверженность своему профессиональному занятию, постоянно ощущая на себе снижение уровня жизни. За годы перестройки они были оттеснены на худшие позиции по сравнению с предпринимателями, ценность интеллектуального труда относительно понизилась, а в сравнении с уровнем жизни соответствующих групп в западных странах она предельно мала. Наряду с другими факторами это обусловило широкую миграцию специалистов за рубеж”.
Таким образом, не только в стабильных, но и в переходных обществах, переживающих серьезные социально-политические реформы, характеризующихся ростом имущественного неравенства, исчезновением старых и появлением новых секторов экономики и профессий, средний класс не может быть гомогенным.
Формирование среднего класса в России, в отличие от большинства других стран, не представляло собой однолинейного процесса восхождения или нисхождения. Исторический процесс “усреднения” правильнее выразить ломаной линией, точками перегиба в которой выступали важные исторические вехи в жизни нашего общества (схема 9.1). Начальной точкой может служить 1861 г. - отмена крепостного строя и начало капитализма. Оба процесса—формирование среднего класса в современном понимании и формирование современного капитализма - трактуются в социологической науке как причинно-следственный процесс. В античности и средневековье можно найти зачатки среднего класса, и об этом писали Платон и Аристотель. Но только капитализм породил научно-техническую и гуманитарную интеллигенцию, мелкую буржуазию, предпринимательство, менеджеров и так называемых профессионалов, которые составляют ядро среднего класса в современном смысле слова.
Второй исторической вехой выступает 1917 г. — Октябрьская революция уничтожила капитализм и провозгласила движение к социальному равенству. Период “военного коммунизма” неблагоприятно сказался на формировании среднего класса: последние представители дореволюционного среднего класса уничтожались или эмигрировали.
В 1921 г. процесс “коммунизации” общества приостановился, нэп потребовал частичного оживления частного бизнеса, свободы деятельности и завершился широким проникновением элементов буржуазного сознания в ролетарские и крестьянские слои. “Пролетаризацию” сменил противоположный процесс — “обуржуазивание”.
Год 1929-й вошел в историю страны как год великого перелома. Приход к власти Сталина ознаменовался откатом от капитализма и восстановлением командно-административной системы. Вплоть до его смерти серьезного расслоения в социальной структуре советского общества не наблюдалось. Условия для формирования среднего класса нельзя назвать благоприятными. Во многом это связано с Великой отечественной войной, серьезно подорвавшей народное хозяйство и снизившей уровень жизни населения.
После смерти Сталина начинается новый исторический этап, названный “хрущевской оттепелью”. Период 60-80-х годов оказался самым благоприятным для роста численности среднего класса в стране. Научно-технический прогресс стал своеобразным локомотивом, вынудившим СССР догонять передовые капиталистические страны, развивать производительные силы, внедрять наукоемкие технологии, подготавливать в огромном количестве квалифицированные кадры. Несмотря на отсутствие мелкой буржуазии и предпринимателей, в стране все-таки успешно формировался мощный средний класс, состоявший из научно-технической и гуманитарной интеллигенции (инженеры, техники и технологи, учителя и преподаватели, юристы, врачи, экономисты и др.), руководителей всех звеньев и обслуживающего аппарата канцелярских работников, офицерства.
В 1990 г. началось движение от социализма к капитализму. Народное хозяйство страны претерпело серьезную структурную ломку: разорялись сотни предприятий, исчезали и перестраивались многие отрасли, возникали новые, в основном мелкие и средние предприятия в негосударственном секторе. Резко снизился материальный уровень жизни большинства людей. Средний класс вошел в полосу сокращения своей численности и падения социально-экономических показателей. Хотя его интеллектуальный потенциал сохранился, но материальное положение и статусные привилегии резко ухудшились. Основной причиной служит ухудшение положения дел в государственном секторе, за счет которого рос советский средний класс. Это свидетельствует о нерыночном характере российского среднего класса. Видимо, в ближайшей перспективе его положение улучшаться не будет, поскольку требуется исторически длительный период для того, чтобы на основе нерыночного среднего класса сформировался новый, рыночный, тип. Поскольку его материальной базой служат успехи в развитии самого капитализма, Россия должна решить проблему перехода от нерыночного (дикого, нецивилизованного) капитализма к рыночному.
Разумеется, по материальному уровню российский средний класс значительно отстает от западного. Так, в 1999 г. нижнюю границу среднего класса некоторые российские ученые вычисляли в 18 тыс. рублей в год, в то время как в США черта бедности составляла 6 тыс. долл., а нижняя граница доходов среднего класса начиналась примерно на уровне 60 тыс. долл. Если учесть, что курс доллара в 1999 г. равнялся 1: 25, то разница окажется весьма внушительной. Показатель в 18 тыс. рублей, по признанию наших ученых, действительно выглядит очень скромным (табл. 9.1). “Однако в России все еще значительным остается масштаб социальных трансфертов, которые получают все слои населения, независимо от уровня дохода, — низкая квартплата, низкая стоимость проезда на транспорте и т.п. Если пересчитать ту долю семейного бюджета, которую, например, представитель российского среднего класса тратит на эти цели, в сопоставимые со среднеевропейским уровнем цены, то придется как минимум удвоить, а то и утроить душевой доход. Кроме того, необходимо отдавать себе отчет, что выявленная в ходе исследования величина среднедушевых доходов носит в целом заниженный характер и во многом не учитывает теневых источников доходов, в частности, связанных с вторичной занятостью и рентой”.
Несмотря на то что по материальному благополучию российскому среднему классу еще очень далеко до западного, по своему самоощущению многие наши соотечественники упорно относили себя именно к нему. Что служило основанием? Оказывается, наряду с материальным положением, заметное влияние на самооценку социального статуса имеют образ жизни, престижность профессии и уважение окружающих. Именно эти факторы позволяли людям с разным уровнем материального благополучия относить себя к среднему классу.
Видимо, для психологического отнесения себя к среднему классу определяющую роль играет опять же психологическое ощущение “нормальности” личной жизни. На уровне обыденного сознания люди четко различают, что такое “комфортная и очень обеспеченная жизнь”, а что такое “нормальная или среднетипичная” и “плохая, бедная”.
Какой видится российскому среднему классу “нормальная” жизнь? Как следует из указанного выше исследования, российский средний класс, хотя и уступает в стандартах потребления среднему классу западноевропейских стран, все же находится в достаточно благополучном положении. Например, обеспеченность жильем в среднем слое, а особенно в верхнем слое среднего класса, приближается к западноевропейским стандартам. Так, подавляющее большинство представителей верхнего (97,9%) и среднего (90,3%) слоев среднего класса имели жилье со всеми коммунальными удобствами (ванна, туалет, горячая вода, центральное отопление и т.п.).
Принадлежность к верхнему слою среднего класса определяется наличием трех- или многокомнатной квартиры. В собственно среднем классе более 3/4 респондентов живут либо в двухкомнатной квартире, либо в отдельном доме. Проживание в “коммуналке” свидетельствует о принадлежности к нижнему слою среднего класса или к бедным. У среднего слоя среднего класса на каждого члена семьи приходится около 17 кв. м, а у верхнего — около 30 кв. м площади.
По размерам земли, имеющей значительную рыночную стоимость, т.е. превышающей традиционные для России садово-огородные участки в 4—6 соток, которые специалисты именуют рекреационной зоной и источником натуральной “добавки” к семейному бюджету в виде продуктов питания, средний класс, особенно его верхний слой, значительно отличается от низшего класса (табл. 9.2). “Если же речь вести о наличии в собственности одновременно дачи и гаража, то с высокой долей вероятности можно утверждать, что их владелец принадлежит к верхнему или среднему слою среднего класса. Причем наличие гаража почти на 100% свидетельствует о том, что его обладатель получает доходы не ниже 2000 рублей на каждого члена семьи в месяц”.
Одним из важных показателей стандартов жизни среднего класса выступает автомобиль. В верхнем слое среднего класса он есть у 74,7% респондентов, в среднем слое — у 59,2, в нижнем — у 30%. В отличие от европейцев, для которых символом успеха выступает дом, для многих россиян именно автомобиль является символом успеха в жизни. Действительно, среди россиян более 80% считают, что автомобиль является свидетельством успеха в жизни, а среди жителей Германии 75,1 % отрицают эту точку зрения.
Представители трех слоев среднего класса в России, согласно указанному исследованию, заметно различались оснащенностью, а еще больше временем приобретения дорогостоящего домашнего имущества, например видеотехники или компьютера, которые, в отличие от жилья, являются результатом приобретений последних лет. Представителей среднего, а тем более верхнего слоя среднего класса характеризует не столько наличие, сколько количество и время приобретения имущества. Так, среднее число холодильников составляло на одну семью 1,34 у верхнего и 1,28 у среднего слоев; цветных телевизоров — 1,38 и 1,26; автомобилей — 1,05 и 0,89 (причем в верхнем и в среднем слоях среднего класса примерно по 30% имели не менее двух автомобилей в семье, из которых каждый третий был куплен в последний год).
Наиболее часто за последний год покупались цветной телевизор и персональный компьютер — более трети их покупок приходится на этот период. Таким образом, в семьях верхнего и среднего слоев, в отличие от нижнего, в последние годы наблюдался активный процесс приращения и обновления имущества.
Говоря о стандартах потребления, нельзя не отметить две тенденции: 1) платные услуги (медицинские, образовательные, рекреационные) доступны только верхнему и среднему слоям; 2) чем ниже ступенька на лестнице доходов, тем на большем количестве потребностей приходится экономить людям. В верхнем слое две трети респондентов вообще ни на чем не экономят. В среднем слое появляется массовая экономия на отдыхе. В нижнем слое, помимо отдыха, экономят на одежде и обуви, бытовых услугах, посещении зрелищных мероприятий. Среди бедных — массовая экономия на одежде, отдыхе и питании. Примечательно также то, на чем средний класс России не склонен экономить. “Наряду со здоровьем (лечением) и питанием, это — прием гостей. Трудно представить, чтобы западноевропейцы, если бы они при этом были вынуждены экономить на одежде и обуви, а также бытовых услугах, были столь хлебосольными хозяевами. Очевидно, здесь сказываются ментальные различия, обусловленные более высокой значимостью традиционных ценностей (родственники, друзья) в российском обществе, а также другая структура реализации социальных связей и контактов”.
Таким образом, данные о стандартах потребления разрушают миф о прогрессирующем обнищании российского среднего класса.
Социологи много внимания уделяют изучению ценностей и ценностных ориентации разных групп населения, в том числе представителей различных классов общества.
Ценности — это социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п. Ценности выражают то, как должен быть устроен мир и каким должен быть человек. Они не подвергаются сомнению, служат эталоном и идеалом для всех людей.
Ценностные ориентации описывают индивидуальные отношения к ценностям или выбор конкретных ценностей в качестве нормы своего поведения. Если ценности выражают некоторые абсолютные нормы, цели, идеалы, которым следует все общество и которые оно свято чтит, то ценностные ориентации относительны и индивидуальны. Эта относительность и индивидуальность проистекает от того, что индивид может свободно следовать идеалам, а может им не следовать.
Изучая методом опроса ценностные ориентации современных россиян, социологи могут выяснить: а) какими именно ценностями они предпочитают руководствоваться на работе и в быту; б) как понимаются, правильно или неправильно, стоящие за частными ориентациями общественные идеалы. Исследование ценностных ориентации среднего класса в России показало, что из всех факторов, способствующих достижению успеха в жизни, чаще всего выделялись хорошие способности, хорошее образование, упорный труд. Половина (46,9%) респондентов назвали также наличие нужных знакомств (табл. 9.3).