Средневековье | Возрождение |
Теоцентризм | Антропоцентризм |
Потусторонность | Посюсторонность, реабилитация земной жизни |
Любовь к Богу | Любовь к человеку, т.е. гуманизм |
Морализирование и монашество | Эстетическая деятельность и артистицизм |
Вопросы для самоконтроля:
1. Какому учению близок средневековый реализм?
2. Что такое номинализм и реализм?
3. Основные цели патристики и схоластики?
4. Перечислите философов эпохи Возрождения?
Список основной литературы:
1. Гречко П.К. Концептуальные модели истории. М., 1995
2. Гусейкова А.А., Иррлиту Г. Краткая история этики. Ч.2
3. Звиревич В.Т. Философия древнего мира и средних веков. М., 2002
4. Философия: Учебник. / Под ред. В.Д.Губина и др. 2-е изд. М., 2001. Ч.1. Гл.2
5. Августин А. Исповедь. М., 2007
6. Августин А. О граде Божьем. М., 2000
7. Ахундов М.Д., Баженов Л.Б. Естествознание и религия в системе культуры. // Вопр. философии. 1992. № 12.
8. Бахтин Н.М. Творчество Франсуа Рабле народная культура средневековья и Ренессанса. 2-е изд. М., 1990
Категориальный анализ понятий:
|
|
Реализм - философское учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия или универсалии, а не единичные предметы, существующие в эмпирическом мире (чувственное восприятие мира).
Номинализм — философское течение, представители которого подчеркивают приоритет воли над разумом.
Теоцентризм — когда реальность, определяющая все сущее, была не природа, а бог.
Гностицизм — дуалистическое объяснение мира: борьба света и тьмы, добра и зла, имеющее универсальное космическое явление. Зло происходит от материи, добро — от бога. Таким образом, существует как бы два бога: Бог и враждебный ему творец — Демиург — творец мира.
Манихейство — основатель — персидский мыслитель Мани (216-270 г). Свет и тьма, двойное начало одновременно божественного и дьявольского происхождения.
Схоластика (школа) — направлена на христианское учение.
Пантеизм — учение, отождествляющее Бога с мировым целым.