3 этапа:
1) натурфилософия — античный период, период средневековья и возрождения;
2) период нового времени — 17-19 вв. Основан на классической науки, физике, механике и классической философии. Период проходит под механистической картиной мира (который кто-то когда завел);
3) постклассический современный — характерно разные философские направления и школы. В 17 в разрушение античной картины мира (Аристотельской картины мира) происходит очень длительно. Ж. Бруно, Н. Коперник, Г. Галилей, Р. Декарт, Ньютон.
картина мира Аристотеля | Новая картина мира | |
космос | Состоит из разных стихий, устроен иерархически и представляет собой замкнутую систему. Кроме подлинного мира существует надлунный мир, который состоит из эфира. Здесь существует идеальность (отсутствие движения, полный покой). Движение началось благодаря толчку, отсюда и пошло дальнейшее развитие. | Впервые Ж. Бруно указал наличие множества миров. Звезды это другие миры. Вселенная бесконечна. Во вселенной действует те же законы, что и на земле. Законы механичны. Движение и развитие рассматривается в качестве раскручивания пружины. |
пространство | Некая заполненная средой субстанция. Никаких пустот в природе не существует, природа боится пустоты. Космос имеет верх и низ. Космос как живое существо и вершиной создания мира является творец. Космос, как и земля изменчивы, в космосе появляются новые кометы и звезды и разрушаются, так и Земля. Пример рассматривается на облике луны. Иногда луна казалась, показываясь лицом девушки, а иногда лицом старухи. Движение сравнивается с движением механизма. |
В 17 в. философы не смогли отдалиться от фигуры творца от того, кто придал движению толчок. Считали, что это сделал Главный механик — бог. В 17 в. возникает новое течение — деизм. Суть: бог “создав толчок” завел механизм, отошел от дальнейшего мира, все, что происходит на Земле это действие человека. Таким образом, ученные стали искать целесообразность в мире — увидели в механике. И механика в 17 в. считалась единственной наукой, ученые стали видеть в природе скрытые механизмы, (механика занималась изучением механизма в природе). В 1686 г. этому была посвящена работа Ф. Ж. Бернара “рассуждение о множестве миров”. В этой работе прослеживается кризис картины мира. Переход от замкнутого мира осуществляется бесконечно. Человек не единственное существо в космосе и жизнь может быть разной. Самочувствие человека живущего в замкнутом пространстве и в открытом, резко меняется. Человек чувствует себя незащищенным, теряется смысл в жизни, нет точки отчета.
|
|
Философия просвещения — философское направление, возникло в 18в во Франции. Идеи рождались в Англии — лидер в Европе в экономическом и политическом развитии. Суть просвещения сводится к объединению палитры разных идей касающегося общественного устройства, морали, науки, культуры. В Англии просвещение началось с идеи либерализма, в основном касалось природы и общества, отношению к монархам. Общество должно “договариваться с властью”. Возникают идеи общественного договора. Была высказана позитивная мысль, которая актуальна до сих пор. Не граждане должны служить государству, а государство гражданину. В этот период возникает теория естественного права человека. Человек от природы существо свободное. При рождении он наделяется естественными правами (право на жизнь и т.д.). Государство должно выполнять роль “ночного сторожа”. Либеральные идеи это идеи конституализма — о разделении властей. Д. Локк (1633-1704). Просвещение в 18 в. пронизывает все слои общества, особенно высот достигло во Франции. Представители: В. Руссо, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо. Идеи В.Руссо: государством должен управлять просвещенный монах.
|
|
К 18 — началу 19 вв. для России идеи романтизма смешиваются с идеями просвещения. Сегодняшняя идея: ничего нового быть не может, может быть лишь смесь. Романтизм стоит на рубеже этих идей, это последнее европейское движение в культуре.
Романтизм — возникает желание пересмотреть взгляды просвещения. Художественная реакция на социальную действительность. Представлен во всех странах Европы и Америки, представлен авторами Байрон, Гюго “речи о религии”, ”монологи” Шеллинг и Фихте. На русской почве — Тютчев, Лермонтов, Пушкин испытывали тяготение к романтизму. В советские времена романтизм понимался как врожденное по идеологии течение, реакционное, т.к. выступало с критикой Гурге. Социально-экономические предпосылки — реакция на бурно развивающийся капитализм (эксплуатация, детский труд, эксплуатация женщин - протест против диких первоначальных норм капитализма). Многие Просветители отшатнулись от идей Просвещения (смертные казни и т.д.). Романтизм как бы был этим ответом. 18 и 19 в. связан с ростом национального самосознания, особенно в России — поиск идеала человека, что представляет русский человек или нравственной совершенствование.
Понимание “образцов культуры” всегда ли западная культура позитивно сказывается на национальной культуре? Западники призывали забыть о национальных особенностях — это всего на всего проявление отсталости России. Романтизм означал поворот к скрытым традициям — герметизма, к традициям древнего сознания, мистики. Активизация в виде братств, масонства.
Преформизм — позиция количественного роста. На смену ему идет идея эпигенез — качественное изменение организма. Р.Декарт говорил, что натура лишала все природные тела, одухотворяя мысли и превращая их в бездушные тела. Проявляется интерес к гуманитарным наукам: истории, наук по культуре, религии. Романтизм начинает разрабатывать идеи аксеологии.
Просвещение | Романтизм |
Природа понимается механически. Бог дает первый толчок, но участие не принимает. Возрождение идеи атомизма. Рассекает природу на части. Познание: господствует разум, а материал дает чувства. Главная роль — наука, первенство объективного. Сам человек изучается как объективное природное существо. Ученные пытаются исследовать человека как телесное существо. Человек определяется с точки зрения его мест в обществе и рода его занятий. “человек — совокупность всех общественных отношений”(Морк). Незаменимых людей нет. Общество уравнивается с машиной. Понимали развитие всего человечества по одному пути. | Идеалистическое отношение к природе. Природа одухотворяет, но с ней есть движение, стремление к высшему, находится в творческом процессе. Органическое целое в котором жизнь бродит и есть скрытая мысль и пройдет время и природа сможет еще сделать качественные изменения. Рационализм — как главный недостаток, критик разума. Мир не механизм, он не может быть понят как механизм, нужны все душевные качества человека. Нужно чувствовать окружающую природу. Огромную роль приобретет воображение, интуиция, а главное не постижение окружающей действительности, а человек, способный к созданию. Элемент культуры не наука, а искусство. Высшее качество — свобода творчества, гениальность. Искусство высший вид культуры. Высшая деятельность в искусстве принадлежит гению, реализация его абсолютная свобода. Знание должно быть цельное. Романтики не видят ничего зазорного, если религия, философия, искусство объединятся. Субъективность — главное. Отсюда лирическая поэзия. Человек выражает свое “я” и внутренние скрытые духовные процессы. Дружба, ненависть, страх и т.д. экзистенциональные процессы. Романтики увлекают — образы самых разных героев. Романтики не приемлют существование жизни, которое уравнивает людей. С точки зрения романтиков каждый человек образует целостность общества. Современное общество должно быть или разрушено, либо это далекое будущее, отвергает городскую цивилизацию. Движение каждого народ по своему пути, каждый народ индивидуальность. |
Вопросы для самоконтроля:
|
|
1. Назовите факторы становления науки?
2. Что было толчком для развития науки?
3. Перечислите три этапа формирования научной картины?
4. Какова суть эпохи просвещения?
5. Сравнительная характеристика романтизма и эпохи просвещения.
Список литературы:
1. В.А. Канке философия М. 2003 г.;
2. Л.С. Николаева, С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко. Философия экзаменационные ответы для студентов вузов.
Категориальный анализ понятий:
Герменевтика- искусство понимание знака, т.е. разъясняющий (истолковывающий). Это искусство толкования текстов, учение о принципах их интерпретации внутри явления.
|
|
Философия просвещения - объединение палитры разных идей касающегося общественного устройства, морали, науки, культуры.
Преформизм — позиция количественного роста.
Рационализм — как главный недостаток, критик разума. Мир не механизм, он не может быть понят как механизм, нужны все душевные качества человека.
Субъективность — главное отсюда лирическая поэзия. Человек выражает свое “я” и внутренние скрытые духовные процессы.