Жан Пиаже

Родился 9 августа 1896 г. Свою первую научную работу по биологии опубликовал в 10-летнем возрасте. Степень док­тора философии по естественным наукам получил в 1918 г. Изучал психоанализ в Цюрихском университете (1918-1919). Профессор психологии ряда швейцарских университетов, руководитель департамента экспериментальной психоло­гии Женевского университета (1940-1971). Директор Интер­национального бюро по образованию в Женеве (1929-1967), там же директор Института педагогических наук (1932-1971). Известен как выдающийся исследователь в области интел­лекта; его первая публикация по этой проблеме вышла в свет в 1921 г.; создатель теории генетической эпистемологии. Те­сты, созданные на основе теории Пиаже, существенно отли­чаются от традиционных. Применение задач Пиаже преду­сматривает, что после их выполнения осуществляется опрос обследуемого, выясняющий, как тот решал задачу. Данные традиционных тестов должны служить основой для клини­ческого интервью. Предпринимавшиеся попытки изучения взаимосвязей между резуль­татами выполнения задач Пиаже и стандартизированными показателями интеллекта дали противоречивые результаты. Умер знаменитый швейцарский психолог 16 сентября 1980 г:

нацию; лабиринты Стэнли Портеуса, первоначально разработанные в Австралии (1913). Автор первых «диагностических лабиринтов» заслуживает того, чтобы его биография наряду с другими, принадлежащими ученым, стоящим у истоков со­временной психодиагностики, попала на эти страницы.

Несмотря на разнообразие тестов, исследователи испытывали определенную неудовлетворенность большинством из них и хорошо осознавали, что еще многое предстоит сделать в этой области. Три основные проблемы волновали ученых: 1) отсутствие индивидуально используемой шкалы для определения интеллекту­ального развития взрослых; 2) необходимость в удобной шкале для определения умственного развития младенцев и 3) создание общей теории конструирования тестов, а также углубленная разработка таких важнейших психологических кон­структов, как интеллект и личность. Работа по созданию шкалы для взрослых фак­тически не велась. Вероятно, причиной являлось то, что большинство психологов были привлечены к работе в школьных и детских учреждениях. Дефицит в тестах для младенцев был в какой-то мере восполнен работой Гезелла «Умственное раз­витие ребенка дошкольного возраста» (1925).

Арнольд Люциус Гезелл был первым, кто использовал кинематограф для изуче­ния поведения младенцев. С 1924 г. он начал собирать библиотеку фильмов о раз­витии ребенка. На основании своих наблюдений Гезелл представил в своей вы­шеупомянутой книге и последующей публикации «Младенчество и развитие че­ловека» (1929) 195 критериев-показателей, которые могли быть использованы для оценки развития детей в период от 3 до 30 месяцев. Были также разработаны и другие показатели, которые предлагалось использовать для обследования детей до 60 месяцев. Все показатели были представлены в виде графиков развития, ко­торые описывали типичные формы поведения, свойственные определенном}' хро­нологическому возрасту. Показатели были сгруппированы в четыре большие ка­тегории: моторные, адаптивные (например, выбор предметов и сопряженное дви­жение глаз), языковые и социально-личностные (например, способность кормить себя, а также контроль стула и мочеиспускания).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: