Родился 9 августа 1896 г. Свою первую научную работу по биологии опубликовал в 10-летнем возрасте. Степень доктора философии по естественным наукам получил в 1918 г. Изучал психоанализ в Цюрихском университете (1918-1919). Профессор психологии ряда швейцарских университетов, руководитель департамента экспериментальной психологии Женевского университета (1940-1971). Директор Интернационального бюро по образованию в Женеве (1929-1967), там же директор Института педагогических наук (1932-1971). Известен как выдающийся исследователь в области интеллекта; его первая публикация по этой проблеме вышла в свет в 1921 г.; создатель теории генетической эпистемологии. Тесты, созданные на основе теории Пиаже, существенно отличаются от традиционных. Применение задач Пиаже предусматривает, что после их выполнения осуществляется опрос обследуемого, выясняющий, как тот решал задачу. Данные традиционных тестов должны служить основой для клинического интервью. Предпринимавшиеся попытки изучения взаимосвязей между результатами выполнения задач Пиаже и стандартизированными показателями интеллекта дали противоречивые результаты. Умер знаменитый швейцарский психолог 16 сентября 1980 г:
|
|
нацию; лабиринты Стэнли Портеуса, первоначально разработанные в Австралии (1913). Автор первых «диагностических лабиринтов» заслуживает того, чтобы его биография наряду с другими, принадлежащими ученым, стоящим у истоков современной психодиагностики, попала на эти страницы.
Несмотря на разнообразие тестов, исследователи испытывали определенную неудовлетворенность большинством из них и хорошо осознавали, что еще многое предстоит сделать в этой области. Три основные проблемы волновали ученых: 1) отсутствие индивидуально используемой шкалы для определения интеллектуального развития взрослых; 2) необходимость в удобной шкале для определения умственного развития младенцев и 3) создание общей теории конструирования тестов, а также углубленная разработка таких важнейших психологических конструктов, как интеллект и личность. Работа по созданию шкалы для взрослых фактически не велась. Вероятно, причиной являлось то, что большинство психологов были привлечены к работе в школьных и детских учреждениях. Дефицит в тестах для младенцев был в какой-то мере восполнен работой Гезелла «Умственное развитие ребенка дошкольного возраста» (1925).
Арнольд Люциус Гезелл был первым, кто использовал кинематограф для изучения поведения младенцев. С 1924 г. он начал собирать библиотеку фильмов о развитии ребенка. На основании своих наблюдений Гезелл представил в своей вышеупомянутой книге и последующей публикации «Младенчество и развитие человека» (1929) 195 критериев-показателей, которые могли быть использованы для оценки развития детей в период от 3 до 30 месяцев. Были также разработаны и другие показатели, которые предлагалось использовать для обследования детей до 60 месяцев. Все показатели были представлены в виде графиков развития, которые описывали типичные формы поведения, свойственные определенном}' хронологическому возрасту. Показатели были сгруппированы в четыре большие категории: моторные, адаптивные (например, выбор предметов и сопряженное движение глаз), языковые и социально-личностные (например, способность кормить себя, а также контроль стула и мочеиспускания).
|
|