Основные понятия, законодательные акты в области туризма

«Безопасность в туризме» ис­следует требования к туристским и экскурсионным услугам по обеспечению безопасности для жизни и здоровья туристов и экс­курсантов, методы их контроля и решает следующие основные задачи:

Ø распознавание и оценка негативных воздействий на туриста в местах размещения, перемещения и пребывания в ходе тура;

Ø систематизация и описание способов предупреждения воздей­ствия негативных факторов в турах;

Ø приемы, обеспечивающие ликвидацию отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов;

Ø мероприятия, способствующие созданию безопасных и комфорт­ных условий в туре.

Безопасность в туризме может быть определена как деятельность, при которой с определенной и достаточно высокой вероятностью исключено проявление опас­ностей или отсутствуют чрезмерные опасности. В путешествии обеспечение безопасности является главным условием. На туристском маршруте, кроме таких трудностей, как про­хождение заболоченных участков, порожистых рек, горных пере­валов и т.п., могут встретиться и другие опасности. Среди них есть как зависящие от изменений погоды и носящие эпизодический или сезонный характер,так и такие, которые вызваны неправиль­ным (неадекватным) поведением самих туристов. Поэтому безопасность в туризме можно определить как приемлемый риск воз­действия на организм человека случайных, потенциальных (скры­тых), постоянных (непрерывных) и всеобщих или всеобъемлю­щих опасностей.

Определение данного понятия включено в Федеральный закон №2300-1 от 7.02.1992 г. «Об основах туристс­кой деятельности» (гл. 7., статья 14 в ред. от 05.02.2007 №12-ФЗ). Безопасность в туризмеопределяется так: «безопасность туристов (экскурсантов), сохранность их имущества и ненанесение ущерба при совершении путешествий окружающей среде, материальным и духовным ценностям общества, безопасности общества». В Федеральном законе № 184-ФЗ от 27.12.2002 г. «О техническом регулировании», сформулировано следующее определение безопасности: «Безопасность продукции, процессов производства, эксплуата­ции, хранения, перевозки, реализации и утилизации — состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с при­чинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физи­ческих или юридических лиц, государственному или муниципаль­ному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью живот­ных или растений».

С какими опасностями приходится иметь дело в туризме?

В турах возможно проявление опасностей при пешем переме­щении и при переезде в транспортных средствах, при катастрофи­ческих (или внезапных) изменениях в природной сфере, в местах размещения и проживания, при приеме некачественной пищи, во время активных занятий спортом и т. д. В местах культурно-развлекательных мероприятий, на улице и в терминалах прибытия-убытия туристов могут возникать также опасности, обусловленные высоким уровнем кри­минальной обстановки. Это может быть нанесение физического и материального вреда (хищение денег, драгоценностей, документов, видео- и фотоаппаратуры и других личных вещей, карманные кражи, мошенничество во время купли-продажи, инциденты в ресторанах и развлекательных заведениях). Необходимо помнить, что человек сам является носителем потенциальных опасностей, например, он может быть причиной различного рода нежелательных событий вследствие ошибочных дей­ствий или заболевания (опоздание на посадку в самолет или авто­бус; ухудшение настроения вследствие отсутствия горячей воды в отеле и т. д.). Для туристов с неуравновешенной психикой пребывание за пределами места постоянного проживания, как правило, диском­фортно, вызывает нервные расстройства вследствие повышенно­го внимания окружающих к их речи, поведе­нию, внешнему виду. В этом случае проблема безопасности таких туристов имеет, в основном, психологический характер.

Возможны два подхода к рассмотрению условий безопасности в туризме. Первый основывается на составлении всеобъемлющих положений по правилам и мерам безопасности туристов. Необходимо разрабатывать и уточнять всякий раз при отправлении туристов на маршрут инструкцию по правилам и мерам безопасности. Защита туристов от опасностей зависит:

· от видов маршрутов и способов перемещения по ним;

· условий размещения и длительного проживания (пребывания);

· объема и качества предоставляемого туристского обслуживания на маршруте перемещения туристов;

· возможных опасных воздействий как природного происхождения, так и в ситуациях, относимых обычно к чрезвычайным на маршруте (аварии, транспортные происшествия, другое).

Другой подход состоит в том, что специалисты туроператора в соответствии с реализуемыми ими направлениями деятельности разрабатывают программы по обеспечению безопасности туров. Руководитель турфирмы несет ответственность за подготовленность персонала к действиям в чрезвычайных ситуациях и ознакомле­ние туристов с правилами действия. Действующие нормативные документы предписывают, чтобы каждый туроператор разрабатывал планы действий персонала в чрезвычайных ситуациях (при стихийных бедствиях, пожарах и других опасностях), включая способы связи и степень взаимодействия с местными органами управления, участвующими в спасательных работах.

Отношения между туристами и туристской организацией воз­никают с момента заключения договора на предоставление турист­ских услуг или подачи заявки и регулируются Гражданским кодексом РФ, другими законодатель­ными и нормативными актами в области индустрии туризма:

1. О защите прав потребителей: Федеральный закон № 132-ФЗ от 24.11.1996 г. // Закон. 2003. № 4. — С. 11-15.

3. Об основах обязательного страхования. Федеральный закон,
№ 165-ФЗ от 16.07.1999 // Собрание законодательства РФ. 1999. № 29. Ст. 6519-6529.

4. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон № 2300-1 от 7.02.1992 г. в редакции Федерального закона № 2-ФЗ от 9.01.1996 г. с изменениями, внесенными федеральными законами № 212-ФЗ от 17.12.1999г. и № 196-ФЗ от 30.12.2001 г. // Закон. 2003. №4. — С. 15-31.

5. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. ОК 029-2001 (КДЕС Ред.1). — М.: ИПК Издательство стандар­тов, 2002. — 72 с.

6. Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 (ОКУН). — М.: ИПК Издательство стандартов, 1999.

7. О техническом регулировании: Федеральный закон № 184-ФЗ от 27.12.2002 г. // Собрание законодательства РФ. 2003. № 2. — 21 с.

8. ГОСТ 28681.3-95 / ГОСТ Р 50644-94. Туризм, Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов.

9. ГОСТ Р 50690-2000. Туристские услуги. Общие требования.

10. ГОСТ 28681.1-95 /ГОСТ Р 50681-94. Туризм. Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг.

11. ГОСТ 28681.0-90. Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания. Основные положения.

В соответствии со ст. 7 Закона «О защите прав потребителей» турист имеет право на получение всех услуг в течение установ­ленного срока тура при отсутствии недопустимого риска, свя­занного с возможностью причинения вреда здоровью или жизни и ущерба его имуществу и окружающей среде при обычных усло­виях их потребления.

Туристские фирмы в целях высокого качества обслуживания туристов по программам организованных туров проводят сертификацию предоставляемых услуг; путем периодического опроса своих клиентов осуществляют внутренний контроль качества, а также разрабатывают внутрифирменную документацию, напри­мер, «Руководство по качеству туристского обслуживания». Согласно ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» при заключении договора о реализации туристского продукта туроператор, турагент обязаны представить туристу достоверную информацию:

1. о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и выезда из страны (места) временного пребывания, включая сведения о необходимости наличия визы для въезда в страну и (или) выезда из страны временного пребывания;

2. об основных документах, необходимых для въезда в страну (место) временного пребывания и выезда из страны (места) временного пребывания;

3. об опасностях, с которыми турист (экскурсант) может встретиться при совершении путешествия;

4. о таможенных, пограничных, медицинских, санитарно-эпидемиологических и иных правилах (в объеме, необходимом для совершения путешествия);

5. о месте нахождения, почтовых адресах и номерах контактных телефонов органов государственной власти Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, находящихся в стране (месте) временного пребывания, в которые турист (экскурсант) может обратиться в случае возникновения в стране (месте) временного пребывания чрезвычайных ситуаций или иных обстоятельств, угрожающих безопасности его жизни и здоровья, а также в случаях возникновения опасности причинения вреда имуществу туриста (экскурсанта);

6. об адресе (месте пребывания) и номере контактного телефона в стране (месте) временного пребывания руководителя группы несовершеннолетних туристов (экскурсантов) в случае, если туристский продукт включает в себя организованный выезд группы несовершеннолетних туристов (экскурсантов) без сопровождения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей;

7. о национальных и религиозных особенностях страны (места) временного пребывания;

8. об иных особенностях путешествия.

Туроператор обязан ознакомить туристов до начала отдыха и в процессе обслужи­вания с элементами риска при получении каждой конкретной услуги и мерами по его предотвращению. Это может быть информация о природной сложности туристской трас­сы, о необходимом уровне личной физической подготовки турис­та, об особенностях индивидуальной экипировки и др. Такая информация может содержаться в реклам­но-информационных материалах и в тексте информационного листка к туристской путевке. Об ознакомлении туристы должны поставить подпись на информационном листке. Информация, обеспечивающая безопасность жизни и здоровья туристов в процессе обслуживания, предоставляется в порядке, установленном вышеуказанной нормативной документации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: