1. Общение как социально-психологическая категория.
2. Перцептивная сторона общения.
3. Механизмы перцепции.
4. Коммуникативная сторона общения, как обмен информацией между партнерами.
5. Коммуникативная культура в деловом общении и культура речи.
6. Потеря информации и умение слушать собеседника.
7. Невербальное поведение и невербальные средства общения.
Вопросы для обсуждения
1. Можно ли согласиться с прагматичным Дж. Рокфеллером, который говорил: “Умение общаться с людьми – такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в мире”?
2. Нужно ли скрывать от партнера по общению свои истинные чувства? Почему?
3. Попытайтесь проанализировать влияние первого впечатления на формирование образа Вашего партнера по общению.
4. Что Вам мешает и в большей степени обуславливает успешность понимания Вами окружающих людей?
5. Каким образом можно усиливать эффект адекватного восприятия Вас окружающими?
|
|
6. Чего не следует делать, чтобы не произвести плохого впечатления?
7. Почему необходимо изучать невербальную коммуникацию также, как иностранный язык?
8. Охарактеризуйте существующие способы развития умений вербального, интерактивного и перцептивного общения?
Проблемные вопросы
1. Одно из общепринятых оснований классификации функций общения – выделение в общении трех сторон или характеристик: перцептивной, информационной и интерактивной. Какая из этих характеристик по Вашему мнению играет наибольшую роль в деловых отношениях? Почему?
2. Невербальные или вербальные средства общения передают большую часть информации? Какого рода информация может содержаться в этой составляющей?
3. Представьте, что Вам предстоит войти в доверительные отношения с незнакомым человеком. Вербальными или невербальными средствами общения Вы будете пользоваться? Каков будет порядок их применения?
Литература
1. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений. – М.: Финансы и статистика, 2001. – С. 147-191.
2. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2002. – С. 108-163.
3. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – С. 122-150.
4. Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций: Учебник для высших и средних специальных заведений. – СПб.: Издательство “Союз”, 2002. – С. 211-228.
5. Кузин Ф.А. Культура делового общения: Практическое пособие. – М.: Ось - 89, 2002. – 320 с.
6. Берн Э. Игры в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 640 с.
|
|
7. Станкин М.И. Психология общения: Курс лекций. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО “МОДЕК”, 2000. – С. 8-59,116-174, 247-263.
8. Леонов Н. И. Психология делового общения: Учебное пособие. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО “МОДЕК”, 2002. – С. 3-46.
9. Психология делового преуспевания. / Е.А. Алехина, М.И. Горбачев, Т.И. Колесникова и др.– М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – C. 10-33.
10. Лисенкова Л. Ф. Психология и этика деловых отношений. Учебное пособие для экономистов. – М.: Институт практической психологии, 1998. – С. 215-249.
11. Грачев Н.Н. Психология инженерного труда: Учеб. пособие. – М., 1998. – С. 245-252.