1. Интерактивная сторона общения.
2. Трансакционный анализ Э. Берна.
3. Три формы трансакций: дополнительные, пересекающиеся и скрытые.
4. Характеристика манипуляций в общении.
5. Правила нейтрализации манипуляций.
6. Ориентация на контроль и понимание.
7. Открытость и закрытость в общении.
8. Приемы, стимулирующие общение и создание доверительных отношений.
Вопросы для обсуждения
1. Определите как сочетаются три состояния Вашего “Я” в Вашем поведении, используя концепцию Э. Берна.
2. Каким образом овладение основами трансакционного анализа влияет на качество делового общения?
3. С помощью каких манипулятивных приемов можно заставить оппонента оправдываться?
4. С помощью каких манипулятивных приемов можно повысить психологическую значимость приводимых собственных доводов?
5. Какие критерии (индикаторы) позволяют правильно определить наличие манипуляций в отношениях между людьми?
6. Какие качества определяют уровень личного обаяния? Почему аргументы обаятельного собеседника обладают большей убедительностью?
|
|
7. Какие из основных приемов, стимулирующих общение, помогающих продолжить его, даже если позиции партнеров не совпадают, кажутся Вам наиболее действенными и почему?
Проблемные вопросы
1. Представьте, что в магазине продавец говорит: “В нашем отделе есть высококачественный товар. Я могу Вам его показать, но боюсь его цена для Вас будет высоковатой.” Проанализируйте это высказывание с точки зрения трансакционного анализа Э. Берна. Какого ответа ожидает от Вас продавец? Что бы Вы ответили ему в ответ?
2. Приведите пример в котором осуществляется пересекающаяся трансакция. К каким последствиям может привести данный тип взаимодействия?
3. Представьте, что Ваш партнер в деловой беседе постоянно подчеркивает то, что Ваши аргументы не выдерживают никакой критики. Какую реакцию он старается у Вас вызвать? Как этому противодействовать с точки зрения этики и психологии деловых отношений?
Литература
4. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: Учебник. / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2002. – С. 212-222..
5. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – С. 154-163.
6. Леонов Н. И. Психология делового общения: Учебное пособие. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО “МОДЕК”, 2002. – С. 39-46.
7. Психология делового преуспевания. / Е.А. Алехина, М.И. Горбачев, Т.И. Колесникова и др. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – C. 144-150.
8. Берн Э. Игры в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002 – 640 с.