Изложенные выше положения имеют важное значение для любого человека, в том числе и для занимающегося спортом. Самовоспитание спортсмена имеет свою специфику и особую значимость в системе его психологической подготовки, без которой в современном спорте невозможно достичь выдающихся результатов. Одна из задач педагога – оказание помощи своим подопечным в самообразовании и самовоспитании.
Для спортсменов важными являются процесс психорегуляции и ее составная часть – саморегуляция. Саморегуляция осуществляется без посторонней помощи как управление самим собой. Спортсмену необходимо понимать, что собой представляют механизмы саморегуляции. Конкретные их проявления относятся к структурным единицам отражения отношений и деятельности. Регулирование отражения может привести к управлению структурированием и продолжительностью сохранения мысленных образов, понятий, переживаний и действий. В итоге это позволяет формировать ситуативно необходимые психические состояния. Если такие состояния создаются самостоятельно, это есть саморегуляция. Таким образом, можно предложить такое определение: саморегуляция – это самостоятельное, целенаправленное и организованное изменение регуляторных механизмов сознания на уровне психических процессов, психофизических состояний и действий человека.
|
|
Когда создание и сохранение каких-либо состояний отличаются систематичностью и большой продолжительностью, то доминирующие стабильные состояния постепенно становятся свойствами личности, ее деятельности. Если достигнутые положительные изменения сохраняются надолго и закрепляются, то такие изменения рассматриваются как развитие человека. В этом процессе выход на свойства личности представляет собой переход на стадию самовоспитания.
В самовоспитании одним из путей развития личности является создание и поддержание ситуативно необходимых состояний. Например, постоянно создаваемое состояние внимания способствует формированию внимательности; волевое состояние при преодолении препятствий – формированию воли; уравновешенность и здравый смысл в разнообразных жизненных ситуациях – формированию самообладания и т.д. С психическими состояниями тесно взаимосвязаны отношения. Управляя своими состояниями, регулируя и изменяя их продолжительность, можно постепенно изменять и наши отношения. А система отношений – одна из стержневых составляющих характера человека.
Те отношения, которые спортсмен формирует у себя самостоятельно и систематически, могут оказаться такими, какие невозможно создать внешними воздействиями.
|
|
Для саморегуляции необходимо овладеть способами ее осуществления. Способы саморегуляции классифицируют по различным принципам и признакам. Возможный логический подход к классификации может быть следующим. Наше сознание отражает то, на что оно направлено. В самом общем виде объекты сознания делятся на внешние и внутренние. Внешние объекты – это окружающий мир, который отражается в сознании человека посредством системы анализаторов. Внутренние объекты – это внутренний мир человека (его духовное, социальное и физическое «Я»). Это тройственное «Я» и является основным компонентом процесса саморегуляции.
В связи с таким подходом Г. Д. Горбунов выделяет четыре группы способов саморегуляции психических состояний.
1.Отключение – переключение. Эти способы связаны с контролем, чувствованием, переживанием в процессе восприятия окружающего мира.
2. Контроль и регуляция тонуса мимических мышц и скелетной мускулатуры, темпа движений и речи; специальные дыхательные упражнения, разрядка. Эти способы связаны с контролем и изменением соматических и вегетативных проявлений эмоций – своего физического «Я».
3. Сюжетные представления и воображение, самовнушение-самоубеждение. Эти способы связаны с контролем и изменением образов, представлений, понятий, сопутствующих им переживаний и волевых усилий – того, что определяет содержание духовного «Я».
4. Варьирование целеполаганием, создание системы ценностных ориентации; предоставление себе права на ошибку; оптимизация реакции на критику; объективное соотнесение задач деятельности и своих возможностей в ней и др. Эти способы связаны с контролем и изменением значимости деятельности, ее результатов, ценностных ориентации, самооценок своих возможностей и достижений, своего социального статуса и т.д. – того, что определяет содержание социального «Я».
На основании этой классификации становится понятно, что саморегуляция осуществляется на следующих уровнях: физиологическом, психическом, личностном и социальном.
Все способы саморегуляции взаимосвязаны и дополняют друг друга. В различных ситуациях доминирующим становится тот или иной способ. Овладеть ими необходимо, чтобы не оказаться застигнутым врасплох. Важным является развитие способности предвидеть возможные негативные изменения психического состояния и не допускать их возникновения. В таких случаях отпадает необходимость в саморегуляции. Предвидение ситуации и готовность к ней могут быть одним из принципов жизненной стратегии.
Контрольные вопросы и задания
1.В чем, на ваш взгляд, проявляется взаимосвязь самосовершенствования и развития.
2. Охарактеризуйте следующие цели самосовершенствования: стремление к гармонии наших черт характера, достижение согласия с самим собой, достижение гармонии с окружением.
3. Охарактеризуйте следующие цели самосовершенствования: устранение вредных привычек, контроль своих потребностей, развитие способностей.
4. Охарактеризуйте такие цели самосовершенствования, как овладение саногенным мышлением и восхождение к индивидуальности.
5. Что представляет собой познание себя как личности?
6. Расскажите о самооценке и ее тестировании.
7. Что представляет собой программа самовоспитания?
8. Как изменяется во времени отношение студентов к самовоспитанию?
9. Охарактеризуйте самообязательство, самовнушение и самоприказ как методы самовоспитания.
10.Дайте краткую характеристику таких методов самовоспитания, как самоубеждение, самоконтроль, самоотчет.
11.Проследите взаимосвязь различных методов самовоспитания.
12.Для чего спортсменам необходима саморегуляция?
13.Перечислите группы способов саморегуляции психических состояний?
|
|
14. Изложите свою точку зрения по поводу роли самовоспитания в достижении вершин творчества человека.
Рекомендуемая литература
1. Айзенк Г. Дж. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта. – Н. Новгород, 1994.
2 Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – Л., 1968.
3. Бехтерев В. М. Личность и условия ее развития и здоровья. – СПб., 1905.
4 Горбунов Г. Д. Психопедагогика спорта. – М., 1986.
5. Елканов С. П. Профессиональное самовоспитание педагога. – М., 1986.
6 Кон И. С. В поисках себя. Личность и самопознание. – М., 1984.
7 Леви В. Л. Искусство быть собой. – Кемерово, 1978.
8. Ма рищук В. Л., Блудов Ю. М., Плахтиенко В. А. Методики психодиагностики в спорте. – М., 1984.
9 Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности. – М., 1991.
10. Платонов К. К. Структура и развитие личности. – М., 1986.
11. Психология личности (тесты, опросники, методики) / Сост. Н. В. Киршева, Н. В. Рябчикова. – М., 1995.
12. Родионов А. В. Влияние психологических факторов на спортивные результаты. – М., 1983.
Глава 4