Теоретические взгляды русских революционных демократов в области искусства и литературы. Единство концепции национальности, народности и реализма в суждениях А.И.Герцена. Чернышевский и Добролюбов об объективных источниках прекрасного в искусстве. Становление теории реализма. Концепция художественного единства, разработанная Чернышевским в статье о Толстом. Художественное единство как важнейший эстетический закон реализма. Психологическая и социальная мотивировка героя; логика характера.
Борьба теоретиков идеалистического направления (А.В.Дружинин, П.В.Анненков) за тдеалы “чистого искусства”.
А.А.Григорьев о роли “писательского миросозерцания” в творческом процессе.
Народническая критика (Н.К.Михайловский, А.М.Скабичевский).
Осуждение натурализма критиками и писателями (Салтыков-Щедрин, Гончаров, Г.Успенский). Вопрос об условности и фантастике.
Выступления против реализма и защита его Толстым, Чеховым, Короленко.
Суждения писателей о вопросах творчества как материал для последующих научных разысканий.
“Тайноый психологизм” И.С.Тургенева и его типология романа.
Истолкование И.А.Гончаровым конфликта Чацкого с барской Москвой как типического. Гончаров о причинах живучести комедии Грибоедова. Гончаров о проявлениях типического в литературе и в жизни.
Пропаганда художественного реализма А.Н.Островским, как искусства выразительного и экспрессивного, в отличие от натурализма. Разработка Островским теории драматической поэзии.
Интерес Н.С.Лескова к языку и к использованию речевых средств для раскрытия общественной психологии.
Идеалы народности, идейности. гражданственности и социальной активности литературы у Н.А.Некрасова и М.Е.Салтыкова-Щедрина.
Противопоставление Ф.М.Достоевским своего реалистического метода позитивистскому (“в высшем смысле”) - позитивистскому. Речь Достоевского о Пушкине и констатация мирового значения русской литературы.
Художественные открытия Л.Н.Толстого и их значение для разработки методологии науки о литературе.
Историко-литературные суждения Чехова о проблемах художественного метода и стиля. Чехов об эволюции литературных явлений; критика им обветшалых художественных форм.
Содержательность и идейность, вытекающая из образов, - главный предмет внимания В.Г.Короленко. Дополнение Короленко “трюизмов” Тэна: требование не просто отражать, а отражать “отрицая или благословляя”.
Литературные взгляды А.М.Горького. Внимание к проблеме прекрасного в искусстве. Красота как один из высших критериев ценности в искусстве. Горький как сторонник “форм самой жизни” в произведении, но - при сложной художественной обработке факта. Горький о существовании прогрессивного и консервативного романтизма. Вклад Горького в теоретическую борьбу с модернизмом. Каприйские лекции Горького по истории русской литературы.