Разработка программы опроса

Разработка программной документации – одна из наиболее сложных процедур любого исследования, в рамках которой автор определяется со стратегией, тактикой, методами и инструментарием проекта. От качества исполнения этого этапа зависит успех всего предприятия.

Остановимся на том, какой должна быть программа опроса. В этом документе содержатся:

- формулировка проблемы;

- объект и предмет исследования;

- его цель и основные задачи;

- интерпретация основных понятий;

- системный анализ объекта исследования;

- гипотеза исследования;

- описание выборки;

- опросный лист/анкета исследования;

- программа обработки и анализа полученных данных.

Подробное описание того, как составляется программа, содержится в учебно-методическом пособии «Метод контент-анализа в исследовании журналистики». Там описано и показано на примерах, как формулируются проблема, объект, предмет, цель и задачи исследования, выдвигается гипотеза, проводится системный анализ изучаемого объекта и операционализация понятий, составляется выборка и обосновывается программа обработки и анализа полученных данных. Здесь хотелось бы остановиться только на том, что собой представляет опросный лист или анкета исследования, по каким принципам они составляются и какие типы вопросов содержат.

Начнем с того, что опросный лист (или анкета) составляется на основе системного анализа объекта исследования (эта процедура подробно описана в учебно-методическом пособии «Метод контент-анализа в исследовании журналистики»). Если в контент-анализе операционализация понятий заканчивается нахождением категорий и признаков кодификатора, в опросе эта процедура завершается определением основных вопросов и возможных вариантов ответа на них. Ведь именно вопрос является инструментом измерения эмпирических фактов в опросных методах[49]. При помощи вопросов и возможных вариантов ответа (вместе они образуют все ту же шкалу) социологам удается замерить мнения респондентов.

В опросном листе встречаются вопросы различного типа. По способу ответа они делятся на открытые (те, по которым респондент должен сформулировать ответ самостоятельно), закрытые (те, которые содержат варианты возможных ответов) и полузакрытые / полуоткрытые (те, которые помимо готовых вариантов, предусматривают возможность самостоятельного ответа). При составлении опросного листа следует учитывать, что легче обрабатываются закрытые вопросы, открытые же требуют предварительной обработки: группировки и кодирования[50]. По функциям вопросы делятся на основные (посвященные проблемам исследования – именно они формулируются на основе системного анализа объекта исследования), вспомогательные и вопросы «паспортички». К вспомогательным вопросам относятся вопросы-фильтры. Они употребляются в тех случаях, когда искомая информация может быть получена не от всей совокупности опрашиваемых, а только от ее части. Подобным вопросом при исследовании поведения аудитории будет: «Вы читаете газеты?» Если человек не читает газет, он переходит к блоку вопросов, посвященных телевидению, если читает – отвечает на вопросы по блоку «газеты». Вопросы «паспортички» помещаются в конце анкеты и касаются демографических (пол, возраст), профессиональных (род занятий, профессия), и доходных (уровень дохода, размер зарплаты) характеристик опрашиваемого.

Анкета, в отличие от опросного листа, заполняется самим респондентом. Поэтому очень важно, чтобы ее вопросы были доступно сформулированы, а сама анкета имела хорошую навигацию и отличалась простотой заполнения.

Напоследок перечислим принципы составления вопросников, предложенные И.Д. Фомичевой[51]:

1) вопросник следует начинать с объяснения целей опроса, а также при необходимости – гарантий анонимности;

2) все вопросы должны быть понятны опрашиваемым, не следует включать в формулировки термины, специальную профессиональную лексику;

3) формулировки вопросов не должны подводить ответы в одном направлении; следует демонстрировать в них готовность исследователей получить как позитивные, так и негативные ответы;

4) составляя шкалы-перечни ответов, следует провести их апробацию, чтобы не упустить важные варианты; этому служит стадия пилотирования (предварительного пробного опроса) полевых документов;

5) порядок вопросов не должен служить «обучению» респондентов (если выявляются мотивы выбора изданий и дается перечень ответов, не имеет смысла выяснять потом что-либо типа – «За что вы цените такое-то издание?» – через открытый вопрос: высока вероятность того, что опрашиваемые воспользуются уже предложенными вариантами ответа);

6) в объемном интервью лучше начинать с более простых вопросов, постепенно втягивая опрашиваемых в размышления о предмете;

7) переходы от одних вопросов к другим должны оформляться в виде соответствующих указаний типа – «А теперь несколько вопросов о телевидении», «Перейдем к вопросам о качествах передач» и т.п.;

8) перед вопросами должны даваться пояснения по технике выбора и записи ответов. Особенно четкими они должны быть в анкетах, предназначенных для самозаполнения. В нужных случаях даются «маршрутные» указания типа: «Вопросы с 5-го по 8-й – только для тех, кто смотрит телепередачи на дециметровых каналах».

Как уже было отмечено, область применения количественных опросов в исследовании журналистики весьма широка. Среди основных направлений исследования можно выделить следующие:

1) изучение поведения аудитории;

2) выявление социально-демографических и потребительских характеристик аудитории, а также уровня ее доходов;

3) исследование мнений журналистов, редакторов, издателей, владельцев, учредителей, распространителей по какому-либо вопросу;

4) общая оценка аудиторией результатов журналистской деятельности (изданий, телепрограмм и прочее).

Качественные опросы применяются для более глубокого изучения субъективного опыта индивидов – их ожиданий, запросов, предпочтений, установок, мотивов и прочего. Поэтому именно на основе качественных опросов изучается отношение аудитории к тем или иным СМИ, информационным продуктам, авторам или ведущим; выявляются потребности и ожидания аудитории; мотивы ее обращения к СМИ и многое другое.

Чаще всего в своих курсовых и дипломных работах студенты используют такие качественные опросные методы, как фокус-группа и глубинное интервью. Охарактеризуем каждый из них.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: