Иную концепцию дизайнерского творчества развивали теоретики и практики Центральной учебно-экспериментальной студии на Сенежском озере. Формируя свое творческое кредо, руководители студии подчеркивали отличие их концепции и методов от художественного конструирования ВНИИТЭ. В их установке выделялась непосредственная связь дизайн-проектирования с общей и художественной культурой. Вокруг проектируемой вещи или системы (объекта) разворачивается процедура описания сферы взаимодействия «человек-вещь». Имеются в виду не только утилитарные характеристики, а, прежде всего, комплекс социально-культурных взаимоотношений между человеком и вещью, когда связи носят ценностный характер, и проектирование ориентировано на общественную значимость. Переход от чисто технических задач к социально-культурным требованиям проектируемого изделия означает заботу дизайнера о создании предметного фона человеческой деятельности.
Метод открытой формы призван решить проблему творческой самодеятельности человека. Творческое мышление дизайнера ориентировано на поиск формы, позволяющей свободно менять структуру объекта и ее элементы.
|
|
К.М. Кантор, один из ведущих ученых, искусствоведов, четко сформулировал четыре положения концепции Сенежской студии:
1 – творческой основой художественного проектирования является изобразительное искусство, оно источник проектных замыслов и художественных средств арт-дизайна;
2 – художественное проектирование может осуществляться как особый вид коллективного творчества, родственный творчеству театральной группы;
3 – художественный проект, воплощенный в виде пространственной конструкции, проработанный композиционно, пластически и колористически в специфический макетный материал выступает как самостоятельное, завершенное в себе, художественное произведение и может быть предъявлен на выставке или в музее как результат нового вида творчества;
4 – основным полем приложения сил студии на Сенежском озере является городская среда в местах «средостения» архитектуры и традиционного дизайна.
Критически оценивая опыт студии, К. Кантор признавал, что связи с промышленностью не было, не было знания техники и технологии. Методы художников в основном использовались для проектирования экспозиций выставок и музеев. Много лет основной темой студийных проектов было благоустройство городской среды.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем заключается творческое кредо руководителей Сенежской студии?
2. Какую задачу дизайнера помогает осуществить метод открытой формы?
3. Назовите 4 положения концепции Сенежской студии (можно в самостоятельной формулировке).
4. Какие недостатки отмечает К. Кантор в деятельности студии?
5. Можно ли считать прогрессивной новую концепцию по сравнению с аксиоморфологической?
Ключевые слова и понятия
Метод открытой формы, структура объекта, макетный материал, пространственная конструкция.
· Концепция третья :