Противовключением в функции скорости

Подключение двигателя к трехфаз­ной сети возможно через две группы силовых контактов (рис. 4): контакты КМ1(П), при замыкании которых ро­тор двигателя вращается в одном на­правлении («правое» вращение), и кон­такты КМ2(Л), при включении кото­рых ротор вращается в другом направ­лении («левое» вращение). Схема содер­жит реле скорости PC, механически соединенное с валом двигателя М. Кон­такты этого реле РС(П) и РС(Л) вклю­чены в схему управления двигателем. Работа реле скорости (рис. 4, б), ос­новными элементами которого явля­ются постоянный магнит 1 и короткозамкнутая клетка 2, происходит сле­дующим образом. При вращении по­стоянного магнита в стержнях этой клетки индуцируются токи, которые при взаимодействии с полем посто­янного магнита создают электромаг­нитный момент, поворачивающий клетку в направлении вращения постоянного магнита, т. е. в направлении вращения вала двигателя М. При этом клетка упором 6 воздействует на один из подвижных контактов 5 или 7. При вращении вала против часовой стрел­ки замыкаются левые контакты 4 и 5 [на схеме контакты РС(Л)], а при вра­щении по часовой клетке – правые контакты 7 и 8 [на схеме контакты РС(П)].

Для включения двигателя на «пра­вое» вращение (по часовой стрелке) нажимают сдвоенную кнопку SB1. При этом замыкается цепь катушки линейного контактора КМ1 и одно­временно размыкаются контакты в цепи катушки линейного контактора КМ2, исключающие возможность слу­чайного включения этого контактора, что привело бы к короткому за­мыканию в силовой части схемы дви­гателя.

При срабатывании линейного кон­тактора КМ1 замыкаются его блоки­ровочные контакты, шунтирующие кнопку SB1, и включаются силовые контакты КМ1(П), которые присо­единяют обмотку статора двигателя к сети. Одновременно размыкаются кон­такты блокировочные КМ1, исключа­ющие возможность включения контак­тора КМ2, и замыкаются контакты КМ1 в цепи реле торможения КМт. После пуска двигателя М срабатывает реле скорости PC и его средний кон­такт PC замыкается с крайним кон­тактом РС(П) (на рис. 4, б замыка­ются контакты 7 и 8).

а

Рисунок 4 – Схема управления трехфазным асинхронным двигателем с короткозамкнутым ротором с применением торможения противовключением в функции скорости (а) и устройство реле скорости (б)

Для остановки двигателя нажима­ют кнопку SB3 «Стоп». При этом за­мыкаются контакты, подключающие катушку реле торможения КМт, при срабатывании которого размыкаются его контакты КМт в цепи катушки контактора КМ1 и двигатель отклю­чается от сети, продолжая вращение по инерции. Одновременно замыкают­ся контакты КМт в цепи реле тормо­жения КМт и контакты КМт в цепи подвижного контакта реле скорости PC. Так как отключение контактора КМ1 вызвало замыкание контактов КМ1 в цепи катушки контактора КМ2, он включается (при этом ток проходит через контакты РС(П) реле скорости PC) и замыкает силовые кон­такты КМ2(Л). Возникший в двигате­ле вращающий момент «левого» вра­щения вызывает торможение двигате­ля противовключением. При уменьше­нии частоты вращения ротора двига­теля до значения, составляющего 5 – 10 % от номинального, вращающий момент на короткозамкнутой клетке реле скорости PC уменьшается на­столько, что под действием пружины контакты 7 и 8 РС(П) размыкаются, катушка контактора КМ2 отключается и процесс торможения прекраща­ется. Это исключает возможность ре­версирования двигателя при торможе­нии противовключением. Настройку частоты вращения ротора двигателя, при которой размыкаются контакты реле скорости PC, выполняют регу­лировкой сжатия пружин реле посред­ством винтов З и 9 (см. рис. 4, б).

Если при работе двигателя М с «правым» вращением ротора потребу­ется его реверсирование, то нажимать кнопку SB3 «Стоп» не следует. Для это­го достаточно нажать сдвоенную кноп­ку SB2. При этом размыкаются кон­такты в цепи катушки контактора КМ1 и замыкаются контакты в цепи кон­тактора КМ2. В итоге разомкнутся си­ловые контакты КМ1(П) и замкнутся силовые контакты КМ2(Л), изменит­ся порядок следования фаз на обмот­ке статора и произойдет реверсирова­ние двигателя. Если после этого по­требуется остановка двигателя, то не­обходимо нажать кнопку SB3 «Стоп», что вызовет процесс торможения про­тивовключением.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: