Эмоциональное благополучие ребенка

5.1. Психическое здоровье. Традиционно уделяя внима­ние физическому здоровью детей (зарядке, закаливанию, профилактике заболеваемости), педагоги дошкольных уч­реждений до конца еще не осознали значения психическо­го здоровья и эмоционального благополучия детей. А ведь проводя в детском саду большую часть времени и находясь в постоянном контакте со сверстниками и взрослыми, дети могут испытывать серьезные психические нагрузки. Основ­ным условием профилактики эмоционального неблагопо­лучия является создание благоприятной атмосферы, харак­теризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и благожелательным общением.

5.2. Детские страхи. На эмоциональное состояние де­тей негативное влияние часто оказывают страхи (напри­мер, боязнь темноты, боязнь оказаться в центре внимания, страх перед каким-либо сказочным персонажем, живот­ным, страх собственной смерти или смерти близких), поэ­тому очень важно, чтобы педагог:

• относился к этим страхам серьезно, не игнорируя и не умаляя их;

• давал детям возможность рассказывать, чего они боят­ся, избегая при этом оценивающих высказываний («Ты боишься такого маленького паучка?»);

• помогал детям выразить страх словами («Ты испугался тогда, когда...»);

• рассказал о собственных детских страхах;

• давал описания реально опасных ситуаций (опасно хо­дить весной по тонкому льду на реке, перебегать улицу в неположенном месте);

• допускал в объяснениях по темам здоровую дозу страха (боязнь высоты предохраняет от действительной опас­ности);

• давал возможность учиться на собственных ошибках (ошибку может допустить каждый, но ее осознание дает возможность в аналогичной ситуации принять правиль­ное решение);

• реагировал на особое детское восприятие реальных жиз­ненных событий («Ты сильно испугался? Как это случи­лось? Как этого можно было избежать?»).

5.3. Конфликты и ссоры между детьми. Одним из наиболее ярких проявлений неблагоприятной атмосферы в группе являются частые споры и ссоры между детьми, порой переходящие в драки. Драка — крайний способ реше­ния конфликта, а точнее — неумение из него выйти. Кон­фликт возникает тогда, когда удовлетворение желаний од­ного человека ведет к невозможности удовлетворения же­ланий другого, притом обе стороны к этому стремятся. Проблема рождается тогда, когда конфликт решается си­ловым способом в ущерб одной из сторон или, что еще ху­же, не устраняется, а продолжает нарастать.

Однако конфликты не следует считать абсолютным злом: они неизбежны, так как невозможно всегда безоши­бочно знать, что думает, чего хочет или что чувствует дру­гой человек. Конфликт проясняет ситуацию: обе участ­вующие в нем стороны узнают о существовании на первый взгляд несовместимых желаний. Таким образом, основная задача педагога — научить детей способам выхода из кон­фликтных ситуаций, не доводя дело до их силового реше­ния.

При этом педагог может предложить детям следующую стратегию выхода из конфликта:

• как можно более точно сформулировать проблему, на­звать причину конфликта;

• дать каждой из сторон возможность предложить свой спо­соб решения конфликта, воздерживаясь от коммента­риев;

• последовательно обсудить преимущества и недостатки каждого предложения (предложения, неприемлемые для одной из сторон, отпадают);

• принять решение, против которого не возникает возра­жений (это не означает, что стороны обязательно будут полностью удовлетворены им).

Не менее важной задачей является профилактика воз­никновения конфликтных ситуаций, для чего могут быть организованы соответствующие игры, беседы, драматиза­ции. Их цель — научить детей осознанно воспринимать свои чувства, желания, выражать их понятным другим людям образом. Педагогу следует стремиться к тому, чтобы дети были восприимчивы к чувствам, желаниям и мнениям дру­гих людей, даже не совпадающим с их собственными. (На­пример, у разных людей разное представление о том, что может быть интересным, скучным, красивым, безобразным, обычным, странным, плохим, хорошим.)

Для этого могут быть применены активные игры, требую­щие согласованности действий игроков («кошки-мышки», различные эстафеты), оказания взаимопомощи, приложения коллективных усилий. Кроме того, педагог может организо­вывать различные проблемные ситуации и вместе с детьми пы­таться найти решения, иногда выступая в качестве посредни­ка. (Педагог предлагает лишь часть решения, а окончатель­ный вариант выхода из ситуации дети находят сами.) Иногда полезно в совместной деятельности специально поставить де­тей перед необходимостью чем-то поделиться, соблюдать оче­редность (например, для изготовления коллективного панно кисточек, ножниц, карандашей дается меньше, чем участни­ков деятельности).

Иными словами, не следует всеми силами стремиться предотвращать возможные конфликты, относиться к ним как к чему-то только неприятному и обременительному. Любые конфликтные ситуации (несколько детей одновре­менно хотят играть с одной игрушкой и никто не хочет ус­тупить) надо использовать для приобретения детьми опыта разрешения конфликтов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: