Древняя Греция 85

А по мне, — на черной земле всех краше Только любимый10.

Чтение стихов было тесно связано с музыкой; и мелодии семиструнной лиры обычно сопровождали декламацию гекзаметров. Греческое слово musike означало всякие мелодические звуки: слова или ноты. Поэзию можно обнаружить в простейших надписях, в широкораспространенном искусстве эпиграммы: «Все есть смех. Все — прах, все — ничто. Из безумия произошло все сущее»11.

Или эпитафии: «Путник, весть отнеси всем гражданам воинской Спарты: Их исполняя приказ, здесь мы в могилу легли»12.

Греческая драма выросла из ритуальных действий религиозных празднеств. Понятие tragodia (буквально «козлиная песня») было первоначально связано с ритуальным жертвоприношением. Первые афинские драмы исполнялись на празднестве Диониса. Подобно играм, они проходили в духе состязательности. Стилизованный диалог актеров с хором был тем средством, которое позволяло разрабатывать сложнейшие психологические и духовные конфликты. Триада трагиков Эсхилл (525-456 гг. до н. э.), Софокл (ок. 496-406 гг. до н. э.) и Еврипид (ок. 480-406 гг. до н. э.) превратили родовой миф и легенду в закладные камни мировой литературы. Семеро против Фив. Орестея, Прометей прикованный; Царь Эдип, Электра и Антигона; Ифигения в Авлиде, Медея и Ипполит — это только немногое из когда-то громадного репертуара. [ЭДИП]

До нас дошло только тридцать две трагедии; но их по-прежнему ставят во всем мире. Особую потребность ощущает в них пораженный страхом XX век. «Трагедия позволяет нам пережить невыносимое». «Величайшие греческие трагедии постоянно учат нас возможности кошмара... тому, что все мы кончим тьмой, отчаянием и самоубий-

ством». «Храбро заглянувши в ужасную разрушительность так называемой Мировой истории, а также в жестокость природы, грек успокаивается... Искусство спасает его, а через искусство — жизнь»13.

Комедиографы под водительством Аристофана (ок. 450-385 гг. до н. э.) чувствовали себя в праве высмеивать всех, от философов до политиков. Всадники, Птицы, Облака, Осы,


Лягушки, фантастические сюжеты которых полны грубого и скабрезного юмора, до сих пор способны вызывать неудержимый смех публики повсюду в мире. У Аристофана был исключительный талант выковывать незабываемые фразы. Он, например, придумал выражение Nephelokokkugia [Облакокукушкия] — «мир грёз; несбыточные мечтания». [SCHOLASTIKOS]

Не будет преувеличением сказать, что греческая литература стала стартовой площадкой гуманистической традиции. «Много есть чудес, — писал Софокл; — но нет ничего более удивительного, чем человек»:

Хор: Он зимою через море

Правит путь под бурным ветром... Землю, древнюю богиню,

Что в веках неутомима, Год за годом мучит он

И с конем своим на поле Всюду борозды ведет.

Муж, на выдумки богатый, Из веревок вьет он сети

И, сплетя, добычу ловит: Птиц он ловит неразумных,

Мысли ero — они ветра быстрее; Речи своей научился он сам; Грады он строит и стрел избегает, Острых морозов и шумных дождей; Все он умеет; от всякой напасти

Верное средство себе он нашел14.

Ораторское искусство Греции развивалось и под влиянием театра, и благодаря традиции судопроизводства и политических собраний под открытым небом. Риторика, впервые подробно изложенная в Искусстве слова Корака Сиракузского (ок. 465 г. до н. э.), затем изучалась как искусство формы. Из «Десяти ораторов Аттики» от Антифонта до Динарха из Коринфа, ни один

Hellas

КАДМ

Кадм, сын финикийского царя Агенора и брат Европы, фигурирует во многих греческих мифах. Его почитали как основателя Фив в Беотии, как того, кто принес алфавит. Обходя землю в поисках своей соблазненной сестры, Кадм обратился к дельфийскому оракулу. Ему было сказано построить город там, «где ляжет отдохнуть корова». Тогда он последовал за судьбоносной коровой из Фокеи в Беотию. Там он заметил место, где она, наконец, улеглась возле холма, и начал строить Кадмею, овальный акрополь Фив. Жители города произошли из зубов дракона, которого Кадм убил по совету Афины. Афина поставила его здесь правителем, а Зевс дал ему в жены Гармонию.

Фивы были не только местом рождения Диониса и Геракла, пророка Тиресия и волшебного музыканта Амфиона, но также и местом действия величайших трагедий: Царь Эдип и Семеро против Фив. Сосед и вечный соперник Афин, город Фивы был союзником Спарты, а потом ее разрушителем; впоследствии сам разрушенный Александром. [ЭДИП]

Финикийский алфавит, принесенный, как говорили, Кад-

мом, был фонетическим и состоял из одних согласных. В его основной форме он известен с 1200 до н.э. и, подобно своему древнееврейскому собрату, пришел на место иероглифов. Простая система, которую было легко усвоить даже детям, он покончил с монополией на тайнопись, которую на протяжении тысячелетий держали касты жрецов ранних цивилизаций Малой Азии. Названия букв перешли в греческий практически без изменений: алеф (Альфа) = «бык», бет (бета) = «дом», гимель (гамма) = «верблюд», далет (дельта) = «дверь палатки». Греческий алфавит сложился, когда к шестнадцати финикийским согласным добавили пять гласных. Финикийский алфавит употреблялся также для обозначения числительных. В свое время от него произошли основные виды письменности европейцев — современный греческий, этрусский, латинский, глаголица и кириллица.

Самое раннее употребление латинского алфавита относится к VI в. до н.э. Латинский алфавит был основан на письме, которое обнаруживается в Халкидонских колониях, таких как Кумы в Великой Греции. Впоследствии латиницу переняли и

адаптировали все языки западного христианства: от ирландского до финского, а в новейшие времена и многие неевропейские языки, включая турецкий.

Алфавиты глаголицы и кириллицы восходят к греческому языку византийского периода и были приспособлены для письменности некоторых славянских языков. В православной Сербии сербохорватский язык имеет кириллическую письменность, в Хорватии — тот же язык имеет латинский алфавит. [ИЛЛИРИЯ]

Финикийский, греческий и романский шрифты с острыми углами предопределялись искусством каменного резца. Постепенная эволюция рукописных стилей стала возможна с употреблением палочки [стило) по воску, а также гусиного пера по пергаменту.

Латинские минускулы, основа современных малых букв, появились около 600 г. н.э., хотя римские майускулы [прописные буквы] все еще оставались в употреблении. [ПАЛЕОГРАФИЯ]

Письменность и литература составляют истинную славу европейской цивилизации, но в


истории Кадма содержится намек, что корнями они уходят в Азию.

не мог сравниться в искусстве с Демосфеном (384-322 гг. до н. э.). В молодости заика- сирота, он смог преодолеть все трудности и, вынудив своего главного соперника Эсхина (389-314) покинуть Грецию, стал признанным мастером публичных выступлений и прозы. В своих Филиппиках он страстно и красноречиво призывал сопротивляться Филиппу Македонскому. Его речь О венке, произнесенную в защиту самого себя на процессе в 330 г. до н. э., Маколей скром-

но назвал «верхом совершенства в человеческих искусствах».

Греческое искусство также пережило свое великое пробуждение — то, что один выдающийся ученый посмел назвать «величайшей и самой удивительной революцией за всю историю Искусства»15. Наша нынешняя оценка, без сомнения, сформировалась иод влиянием тех форм, которые уцелели, в основном скульптуры, архитек-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: