Виа Эгнация

Из всех дорог Рима самой важной оказалась Виа Эгнация (Игнатиева дорога). Построенная во II веке до н. э., она связала Рим и Византий, а позднее Западную и


Восточную Империи. Она была названа по имени города Эгнация в Апулии, где находился удивительный огненный алтарь, а сам городок был главной станцией между Римом и портом на Адриатике Брундизием. В Италии эта дорога вела туда же, что и более старая Аппиева дорога, прохо-

дившая через Беневент и Тарент. На восточном побережье Адриатики она начиналась в Диррахии (Дуррес) со вспомогательной дорогой из Аполлонии. Она пересекала провинцию Македония, проходила через Лихнидес (Охрид) и Пеллу и дальше в Фессалонику; огибала полуостров Халкида у Амфиполиса и Филиппы и, наконец, заканчивалась в Дипселе на Хебросе (Марица) во Фракии.

Конечный участок этого пути до Византия, который

первоначально не назывался Эгнация, здесь кружит обходным путем в глубине, огибая прибрежные лагуны. Прямой путь от Региона до Хебдомона был замощен только Юстинианом I, этим путем путешественник прибывал к Золотым воротам Константинополя через двадцать дней от начала путешествия, проделав путь в 500 миль. Мы знаем из поговорки, что «Все дороги ведут в Рим», но все дороги вели также из Рима.

сопротивление последнего оставшегося триумвира, - Помпея, Цезарь потребовал себе титул императора. Наконец, в 31 г. до н. э., после падения второго триумвирата Октавиан положил конец гражданским войнам. Его победа при Акции предопределила падение Египта, смерть Антония и Клеопатры, конец оппозиции и принятие им титула «Августа». Таким образом, последним завоеванием Римской республики стал последний кусочек средиземноморского побережья, который хотя бы номинально еще оставался независимым. В течение почти 500 лет ворота храма Януса были закрыты только в трех случаях. [AQUILA]

Гражданские войны были выражением прежде всего перемены политических предпочтений, как это хорошо видно по карьере двух Катонов, которые оба были на стороне проигрывавших. Марк Порций Катон «Цензор» (234-149 гг. до н. э.) стал воплощением добродетелей древнего Рима — пуританского аскетизма. После 27 лет военной службы он удалился в свое поместье, где писал книги по истории и сельскому хозяйству. Он резко выступал против эллинистической роскоши и премудрости, но в особенности против того, что он считал честолюбием и карьеризмом Сципионов. В конце жизни он неутомимо призывал к разрушению Карфагена. Ero правнук Марк Порций Катон Утический (95-46 гг. до н. э.) также отличался высокой моралью и бескомпромиссностью. Стоик по образованию, он присоединился к Помпею в ero попытках противостоять диктаторс-

ким амбициям Цезаря. Когда Помпей проиграл, то Катон после героического перехода через Ливийскую пустыню, который привел только к его окружению в городе Утика, предпочел убить себя, но не подчиниться. Последнюю ночь он провел за чтением платоновского Федона о бессмертии души. Он стал своего рода символом республиканской оппозиции тирании, принципиальной оппозиции. Цицерон восхищался им. Цезарь в своей речи «Против Катона» пытается его мелочно дискредитировать. Поэт Лукан, который также покончил жизнь самоубийством, не желая подчиниться деспоту, изобразил Катона как борца за политическую свободу. Данте (вслед за Луканом) поставил ero стражем горы чистилища, то есть на тропинке, ведущей к духовной свободе.

Гай Юлий Цезарь (100-44 гг. до н. э.) провел решительное наступление на республиканские устои. Удачливый военачальник и администратор, он участвовал в первом триумвирате 60 г. до н. э. вместе с Помпеем и Крассом, был консулом и с 59 г. до и. э. проконсулом обеих Галлий. Противники Цезаря испытывали отвращение к его методам политической борьбы: прямому подкупу населения Рима, манипуляциям политиками, грабительским приемам в военных кампаниях. Нам все еще слышится возглас Цицерона:

«О tempora! О mores!» (О времена! О нравы!). 10 января 49 г. до н. э., перейдя границу провинции Италии по речке Рубикон, Цезарь объявил войну Риму. Не прибегая прямо к атрибутам монархии, он в

Roma

AQUILA

С древности повелось считать орла «царем птиц», как льва считали «царем зверей». Римляне считали орла «грозовой птицей» Юпитера, приносившей молнию. Орлы были эмблемой власти и величия в Вавилоне и Персии, и это представление принес в Рим, римский полководец Марий из своих восточных походов. Легионы Римской империи шли под знаменами с эмблемой орла, а римские консулы носили увенчанные орлом скипетры.

В славянском фольклоре есть рассказ о том, как три брата Лех, Чех и Рус отправились искать счастья. Рус пошел на восток, Чех на юг, в Богемию, а Лех через долину на запад. Лех остановился возле озера под большим деревом, где белый орел свил себе гнездо, и стал прародителем поляков, Гнезно же — «гнездо орла» — стало первой столицей поляков.

Так же и в Уэльсе вершина горы Сноудон (самого сердца Уэльса) называется Eryri [орлиное место].

В христианской символике орел ассоциируется с апостолом и евангелистом Иоанном (с Матфеем — ангел, с Лукой — телец и с Марком — лев). Мы видим орла на церковных аналоях, держащим на распростертых крыльях Библию во устрашение змея лжи. Бл. Иероним объясняет, что орел символизирует Вознесение.

На протяжении всей европейской истории к изображению имперского орла обращались те правители, которые желали заявить о своем превосходстве над другими владетельными


князьями. Карл Великий носил плащ с изображением орла; Кнут Великий был в таком плаще погребен; и Наполеон I, и Наполеон III — оба с удовольствием прибегали к изображениям орла. Наследник Наполеона, Римский король получил прозвище aiglon [орленок]. И только британцы, в отличие от всех, не

проявляли никакого интереса к орлам.

Орлы часто появляются в европейских гербах и уже очень рано присутствовали как элемент на исламских регалиях власти. Белым орлом похваляются и Польша, и Сербия (у поляков он с короной, которая ненадолго исчезла при коммунистах). В Тиролеи Брандербурге-Пруссии — красный орел, а в шведской провинции Вармланд — синий. Федеративная Республика Германия взяла стилизованного черного орла с герба города Аахен. При Палеологах Византийская империя берет эмблему черного двуглавого орла с развернутыми крыльями, символ преемственности власти от Рима на Востоке и Западе. В свое время этот символ перешел к московким царям, Третьему Риму, к императорам Священной Римской империи в Германии и к Габсбургам в Австрии.

Немецкая пословица гласит: Ein Adler fangt keine Mucken — «Орлы не ловят мошек».

действительности был диктатором; его имя впоследствии стало синонимом абсолютной власти. Ему удалось даже изменить календарь. В мартовские иды 44 г. до н. э. он был убит заговорщиками-республиканцами во главе с М. Брутом и Г. Кассием Лонгином, которого называли «Освободитель», Брут был потомком первого консула Рима, свергнувшего Тарквиния. Шекспир назвал его «благороднейшим из римлян», но Данте помещает его в нижний круг Ада за предательство друга — Цезаря.

После смерти Цезаря во главе партии цезаристов стал его племянник Октавиан. Гай Октавий (род. в 63 г. до н. э.), чье имя было изменено на Гай Юлий Цезарь Октавиан (после того как он был усыновлен Цезарем и признан его официальным наследником), еще раз поменял имя, когда выиграл все свои битвы. В течение двенадцати лет

он входил во второй, неустойчивый, триумвират с М. Эмилием Лепидом и М. Антонием (ок. 82-30 гг. до н. э.); вместе в битве при Филиппах они разгромили республиканскую партию Брута и Кассия. Но затем он начинает борьбу со своими партнерами и нападает прежде всего на сильнейшего из них — Марка Антония. Октавиан был хозяином Запада, Антоний — Востока. Однако морское сражение при Акции было довольно скромным завершением борьбы, в которую были втянуты силы почти всего Римского мира. Впрочем, Акций все решил: было покончено с гражданскими войнами, с Республикой и Октавиан получил титул августа.

Империя, первые годы которой обычно называют Принципатом, началась триумфом Августа в 31 г. до н. э. В Империи воцарился знаменитый Pax Romana [«замирённая» римскими завоевани-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: