Новгород

Древний Новгород стоял среди лесов. Именно поэтому и сам город был полностью деревянным: люди жили в деревянных домах, молились в деревянных церквях, ходили по деревянным мостовым, пользовались деревянной канализационной системой и даже писали на берестяных грамотах. Новгород возник в первую очередь как торговый центр на берегу реки Волхов, в северном конце великого пути из Балтийского в Черное и из Балтийского в Каспийское море. Древесина всегда была основой новгородского хозяйства.

Когда в 1951—1962 гг. были проведены основательные раскопки города, «пробил час испытания» для одного из наиболее интересных методов средневековой археологии: метода дендрохронологии, или определения времени по годичным кольцам на древесине. Затопленная земля прекрасно сохранила деревянные сооружения. За 13 сезонов раскопок группе, возглавляемой A.B. Арциховским и Б.А. Колчиным, уда-

лось вскрыть более 9000 квадратных метров древнего Новгорода. На вскрытой площадке находилось 1150 бревенчатых зданий. Археологи обнаружили не менее 28 слоев деревянной мостовой на бывшей главной улице города. Последний слой (N 1) датировался 1462 г., а первый (N 28) — 953 годом. В среднем, дорожное покрытие обновлялось раз в 18 лет на протяжении 5 веков. Поверх старой мостовой, поврежденной колесами телег и полозьями саней, накладывался новый слой сосновых бревен. Два обширных клада с монетами из Средней Азии VIII в., найденных археологами, убедительно доказывали, что активная торговля Новгорода с дальними странами не прерывалась никогда, даже во время монгольского нашествия. [ДИРХЕМ]

Из 400 берестяных грамот практически все (кроме одной, написанной на финском) были написаны на древнерусском языке. В грамоте №17, которая была найдена в 5-м культурном слое (1409—1427) управляю-

щий имением пишет своему господину в город:

«Поклон от Михаила осподину своему Тимофию. Земля готова, надобе семена.

Пришли, осподине, целовек спроста, а мы не смием имати ржи без твоего слова«.

В другой грамоте (№37), найденной между 12-м и 13-м уровнями (1268—1299), мы читаем о предложении руки и сердца.

«От Никиты к Ульянице. Иди за меня замуж. Я тебя хочу, а ты меня, а на то свидетель Игнат Моисеев...»

Бродя по улицам древнего Новгорода, невольно задумываешься, какой была бы Россия, если бы московские наемники не перебили жителей этого древнего города. Какой была бы Россия, если бы развивалась под руководством мирной новгородской республики? Новгородская Россия, безусловно, отличалась бы от России московской, которая в конце концов победила. Но в любом случае это совершенно не исторические мысли, да и раскопки не дают нам ответа на эти вопросы.

го, но недолговечного царства21. Эта параллель тем более уместна, что оба стали

героями позднейших национальных легенд. Конечно, Владимир был не больше русским, чем Карл Великий — французом. В ero время не было России, как не было Франции во времена Карла Великого. К сожалению, Русская Православная церковь (когда она вышла на историческую сцену 500 лет спустя) предъявила монопольные права на Киевскую метрополию; а современная русская пропаганда сделала все, что в ее силах, для подавления претензий и опровержения традиции других соперников, в особенности украинцев. В то время как Карл Великий стал национальным героем рыцарского эпоса, князь Владимир стал центральной фигурой средневековых русских былин. Вместо Ро-

ланда, Оливьера и епископа Турпина в былинах действуют Алеша Попович, Добрыня Никитич и отважный крестьянин Илья Муромец — боевые товарищи князя Красное Солнышко. Никто бы не посмеялся больше над этим эпитетом, чем сам сомнительный святой.

Скандинавия стала христианской не без борьбы. Миссионерская епархия, перед которой стояла задача обращения Скандинавии, действовала в Бремене с 780-х годов. Однако образ жизни викингов был не совместим с Евангелием, и в каждом из трех скандинавских королевств при дворе была своя партия убежденных язычников. В Дании Харальд Синезубый (правил в 940-986 гг.) принял христианство ок. 960 г., но был все-таки изгнан после того, как основал епархии в Аархузе

MEDIUM

(Орхузе) и Шлезвиге. Его сын Свен Вилобородый (правил в 985-1014 гг.), бывший


некогда вождем языческого сопротивления, стал ярым проповедником христианства среди датчан. При Кнуте Великом (правил в 1016-1035 гг.), который правил не только Данией, но и Англией, в Скандинавию отправилось несколько англосаксонских миссий.

Своего рода «драма в двух действиях» разыгралась и в Норвегии. Первая попытка Олафа Трюггвессона (правил в 995-1000 гг.) провалилась, но вторая — Олафа Харальдссона (правил в 1016-1028 гг.) — достигла цели, хотя и посредством подкупа, принуждения и фанатизма. Этот второй Олаф, убитый при защите родины от датчан, похоронен в соборе в Нидаросе (Тронхейме) и со временем был канонизирован как национальный святой (св. Олаф). В Швеции Олаф Скётконунг (правил в 995-1022 IT.) был крещен в 1008 г., но возникшая вследствие этого гражданская война между христианской и языческой партиями продолжалась больше 100 лет. Подобно св. Олафу, св. Эрик Шведский (ум. 1160 г.), погибший в битве, и св. Кнут IV Датский (ум. 1085 г.), погибший от руки убийц, стали затем почитаться как мученики за веру. В 1140-х годах тогдашним кардиналом легатом Николаем Брейкспиром, впоследствии единственным папой-англичанином, были основаны архиепископства в Тронхейме, Упсале и Лунде. [ЭЙРИК]

Сомнительная святость всех национальных королей-святых (от Венцеслава до Эрика) вполне может свидетельствовать об условности обращения. Но она свидетельствует также о том, что христианство использовали как важный фактор укрепления чувства общности внутри национального государства. Только в одной Польше (из всех наций-неофитов) на этом этапе не было ни царственного святого, ни мученика-короля. Однако здесь появился мученик-епископ. Мятежный епископ Кракова Станислав Шченановский (1030-1079) был буквально разрублен на куски перед алтарем рыцарями короля, которому он открыто не повиновался. Eгo смерть, ставшая жутким предвестником мученичества св. Фомы Бекета в Англии, свидетельствовала об усилении латинской церкви, а также предвосхищала будущие конфликты церкви и государства. Позднее убийство епископа Шчепановского стали интерпретировать как символ расчленения греховного Польского королевства на враждующие феодальные вотчины.

На протяжении всего этого долгого второго этапа обращения греческая и Латинская церкви сосуществовали в напряженном разделении. Между ними было мало сотрудничества, но не было и формального раскола. В середине XI века, однако, эти две церкви подошли к полному разделению. В Константинополе патриарх Михаил Керуларий (избран в 1043 г.) вступил в спор с византийским правителем южной Италии. По ходу дела он закрыл все латинские церкви в столице и направил послания латинским епископам с осуждением их раскольнической практики, в особенности употребления в Евхаристии опресноков (то есть незаквашенного хлеба). В это время в Риме папский престол переходит на пять драматических лет в руки самоуверенного Льва IX (1049-1054), в прошлом Бруно из Эгисхейма, епископа Туля и кузена германского императора. Папа Лев руководствовался в своих действиях крепкой верой в свое предназначение и не собирался терпеть ни мелочности греческого патриарха, ни злоупотреблений епископов и королей Запада. В январе 1054 г. он отправляет в Константинополь легатов во главе с Гумбертом Мурмутьерским и приказывает им добиться подтверждения его претензий на главенство папы над другими патриархами. Не удивительно, что разразилась катастрофа. Патриарх отказался признать полномочия легатов и. несмотря на получение известия о смерти папы Льва, настоял на публикации очень агрессивного манифеста. 16 июля легаты в ответ объявили об отлучении патриарха в булле, которую они возложили не куда-нибудь, а на святой алтарь в соборе Св. Софии. Такое оскорбление простить было невозможно. Был созван Синод греческой церкви, который осудил латинские ереси (в доктрине и практике) и отлучил папских легатов. С этого момента поворота назад уже быть не могло. [МЕССА]

Схизма Востока с Западом — главный скандал в христианском мире — так никогда и не была преодолена. С 1054 г. было уже не только две якобы вселенские христианские империи, но и две якобы вселенские и ортодоксальные христианские Церкви. За 300 лет до того Европа делилась на южные (христианские) и северные (языческие) земли. Теперь водораздел проходил между католическими землями Запада и православными землями Востока (см. Карта 3).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: