Средние века, ок. 750-1270 241

ЭЙРИК

Незадолго до 1075 г. король Свен Ульфссон, племянник Кнута Великого, принял человека по имени Аудун, который приплыл из Гренландии в Данию, чтобы подарить ему белого медведя. Об этом событии рассказывается в саге История Аудуна. Вскоре после этого король принимает германского священника Адама Бременского, собиравшего сведения для своей монументальной истории архиепископов Гамбургских, под чью юрисдикцию в то время подпала Скандинавия. Адам сообщает, что король сказал ему, будто «есть другой остров в этом океане, открытый многими и называвшийся Винланд, потому что там рос виноград и вырабатывалось прекрасное вино и, больше того, там было в изобилии зерна, выросшего само собой». Это самое раннее упоминание в Европе о Северной Америке. Археологические свидетельства, в особенности с Северного Ньюфаундленда, подтверждают, что скандинавы основали поселения за океаном.

Географическое открытие и освоение «Ледникового моря» растянулось на несколько


веков. Ирландцы знали Исландию в VIII веке. Скандинавские поселения появляются там ок. 870 г. Гренландия была известна еще за 80 лет до того, как там появились первые поселенцы ок. 985/896 г., или когда, по мнению историков, впервые увидели Винланд.

Центральной фигурой этого освоения был смелый путешественник и авантюрист Эйрик Рыжий (ок. 940-1002). Эйрик покинул свой дом в Джедерене (Норвегия) после того, как совершил несколько убийств; затем он развязал бойню в Исландии, когда его рабы спровоцировали оползень (обвал), чтобы разру-

шить соседскую ферму. Объявленный вне закона исландским альтингом в Торнессе, он уплывает оттуда, чтобы основать колонию на Западном побережье острова, «которую он назвал Гренландией, так чтобы и другим захотелось туда приплыть». Это случилось за 15 лет до того, как Исландия официально приняла христианство в 1000 году. Младший сын Эйрика Лейв Эриксон (Счастливчик) уплыл из Гренландии ок. 1001 г., чтобы самому проверить рассказы о землях, лежавших западнее, и вернулся с описанием Хеллуландии (возможно, Баффиновой Земли), Маркландии (Лесной земли, возможно Лабрадора) и неуловимого Винланда (Страны винограда). Лозы нашел Тыркир Германец, член команды Лейва; а Торфинн Карлсефни, богатый второй муж невестки Эрика Гутриды, дважды снаряжал экспедиции для основания постоянных поселений на американском берегу. Незаконная дочь Эйрика Фрейдис также дважды посетила Винланд. В первый раз, по ее рассказам, ей удалось отразить нападение индейцев, напугав их обнаженной грудью. Во второй раз она убила всех своих спутников. Осенью 1009 г. Гутрида, жена Карлсефни и вдова старшего сына Эйрика Торстейна, родила в Винланде сына и назвала его Снорри. Это был первый евроамериканец (американец европейского происхождения).

Установить, где же точно находился Винланд, было головной болью множества ученых. Теперь большинство склоняется к тому, что это Ньюфаундленд и место у Л'Ансе-о-Медоуз. Vinber (винные ягоды), обнаруженные Тыркиром, вполне могли быть дикой клюквой, а

«самосеющаяся пше-

ница» — песчаным колоском (Elymus arenarius). Этот предмет породил бесконечные Skandiknavery (игра слов: Skandiknavian и knavery — «мошенничество, подделка»). Среди других сенсаций следует упомянуть руническую надпись m1 (или 1001-го года), выцарапанную каким-то шутником на валуне у Виноградника Марты в 1920 г., а также Йельскую карту Винланда, созданную в 1965 г.

Главными нашими источниками остаются исландские саги, и в особенности Graenlandinga Saga (ок. 1190), Erik Saga (ок. 1260) и Islandingabok (ок. 1127) — история исландцев, направленных епископом, который был правнуком Снорри Карсефниссона The Vinland Sagas.

За исключением Исландии скандинавские колонии не удержались. Винланд поселенцы покинули спустя несколько десятилетий. Гренландия, некогда процветавшая благодаря торговле моржовыми бивнями, мехом и белыми соколами, в XIV веке приходит в упадок: рахит и тяжелый климат сделали свое дело. Последний корабль приплыл в Исландию из Гренландии в 1410 г. «Спустя несколько лет последний исландец на Гренландии умер «без погребального звона, без гроба и без имени»» (Morison, The European Discovery of America.) Его останки или, может быть, кого-то из его последних спутников были найдены в мерзлоте на побережье Гренландии в 1586 г. путешественником Елизаветинского времени Джоном Дэвисом (1550-1605). Подобно Эйрику Рыжему и Лейву Эриксону за 600 лет до него, Дэвис тогда плыл далеко на северо-запад в поисках счастья в загадочных землях за Великим Проходом.

MEDIUM

MECCA

вались соответственно дню, обычно читалась или пелась. Сюда входили Introit — входное (церковная песнь, начинающая литургию), Gradual — церковный гимн, офферторий и Евхаристический канон. Но Служебники, тексты которых были неизменны, открывали возможности изысканных музыкальных разработок. Служебники включали Kyrie Eleison («Господи, помилуй!»), древняя мольба, заимствованная из солнечного культа; Gloria in Excelsis Deo («Слава в Вышних Богу»), песнопение, обычно опускаемое во время Великого поста; Credo («Верую»), или Никейский Символ веры; Sanctus («Свят, Свят, Свят»), хвалительный гимн, предваряющий Причастие; Agnus Dei («Агнец Божий, берущий грехи мира») и, наконец, Ite, missa est (ecclesia) («С миром идите, месса окончена»).

Эти песнопения, представленные в Служебниках для одного или более голосов, а затем для хора с инструментальным сопровождением, в Средние века были разработаны как полифонические произведения. Полный состав мессы был сочинен Гильомом де Машо (ум. 1377), подобные сочинения появлялись и во времена Возрождения. Высочайшего мастерства здесь достиг, без сомнения, Палестрина (ум. 1594) и его современник Вильям Бёрд (1543-1623), католик на службе у англикан. В высшей степени оригинальная Missa Papae Marcellae Палестрины (1555) отвечала требованию Тридентского собора: сделать слова максимально понятными. (КАНТ)

Невозможно переоценить влияние мессы в музыкальной

Христианская литургия постоянно изменялась. Божественная служба, состоящая из гимнов, псалмов, поучений, проповедей, ектений, духовных песен (кантов) и коллектов (кратких молитв), начинает складываться с V века. Уставные молитвы, предписывавшие монаху, как именно прочитывать 150 псалмов (которые когда-то вычитывались каждый день), были введены св. Бенедиктом. Епископу Труа Пруденцию (ум. 861) приписывают составление первого бревиария, или сборника одобренных литургических текстов.

Самое важное из христианских таинств — месса (missa) сложилась позднее. Известная также как Евхаристия (Благодарение), или Причащение, или воспоминание Тайной вечери


Господней, она обычно совершается отдельно от остальных богослужений. Самый ранний католический Служебник (или Последование мессы) восходит к X веку. Центральное действие Причащения состоит в том, что (претворенные из хлеба и вина) Кровь и Плоть Господа подаются причащающимся (причастникам). С XIII в. до 1965 г. по постановлению Католической Церкви Кровью могли причащаться только служащие священники. Ныне же, как и с самого начала, предлагается Причастие Телом и Кровью. Богословие Евхаристии, в особенности томистская доктрина пресуществления, породили бесконечные споры во время Реформации.

Обычай перелагать ключевые части мессы на музыку имел далеко идущие последствия.

Изменяемая часть литургии, стихи которой варьиро-

истории. Как пение совершенно преобразило духовное и эстетическое воздействие литургии, так и хоралы и инструментальное сопровождение мессы оказали исключительное влияние на европейскую музыкальную традицию. «Литургический текст — это тот портал, которым музыка входит в историю культуры христианского мира Запада».

Колоссальная Месса В-минор (Си-бемоль-минор) И.С. Баха (1738) ознаменовала этап, когда музыкальное исполнение мессы отделилось от религиозного действия. Гайдн написал 14 таких месс, среди них Missa in tempore belli C-dur (Mecca для барабанов, 1796) и Missa Harmoniemesse B-dur (Месса для духовых, 1802). Моцарт написал 18, включая и вершину этого искусства — неоконченный Реквием (1791). Missa solemnis Торжественная месса D-dur Бетховена (1823) может считаться высшей точкой в ряду подобных произведений. За ней последовали произведения в романтическом стиле Листа, Гуно, Брукнера и Яначека. В XX в. месса пережила и оскудение веры, и распад традиционной музыкальной формы. Фридерик Делиус сочинил хоральную Mass of Life (1909) на антирелигиозные тексты Ницше. Месса Стравинского для хора и духовых (1948) — эксперимент в новой полифонии по образцу Машо.

Но поют их или не поют, богослужения звучат ежедневно в католических и православных храмах по всему миру. Благодаря их существованию религиозная традиция и музыкальные жанры доказали свою жизненную силу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: