Мировой двигатель, 1815-1914 593

беспутных монархов: Фердинанд VII (правил в 1814-1833 гг.), Изабелла (правила в 1833— 1868 гг.), Альфонс XII (правил в 1874-1885 гг.), которые склонялись как флажки от любого ветерка. В результате либеральные конституции отменялись так же часто, как и вводились: в 1812 г., 1820 г., 1837 г., 1852 г., 1855 г., 1869 г., 1876 г. Повседневностью стали интриги клерикалов, злоупотребления и гражданская война. После краткого правления Амадея, герцога Аосты (правил в 1870-1873 гг.), ненадолго установилась республика. После 1876 г. при Альфонсе XIII (правил в 1885-1931 гг.) либеральный центр наконец окреп настолько, что смог поддерживать конституционную монархию до 1920-х гг. [ПРАДО]

В Португалии 80 лет шла конституционная борьба, которая закончилась упразднением монархии. Конституция была дарована в 1826 г., вскоре после провозглашения Бразилией независимости, и король Педро решил остаться императором Бразилии. Однако против введения конституции были употреблены все возможные средства. До 1853 г. оставался у власти абсолютистский двор Марии II и двух ее сыновей. При Карле (правил в 1889-1908 гг.) в кортесах царили rotativos (сменяющиеся министерства) Прогрессивной партии и Партии возрождения, которые объединялись для противодействия растущему республиканскому движению. Кульминацией этого правления стала недолгая королевская диктатура, после чего король и кронпринц пали от рук убийц. Последний король Португалии Мануэл II (правил в 1908— 1910 гг.) удалился в Англию, когда армия поддержала революцию 5 октября 1910 г., и была провозглашена Республика.

Каждая французская революция эхом разносилась по Европе. В 1830 г. июльские дни Парижа разожгли августовское восстание в Брюсселе и ноябрьское — в Варшаве (см. ниже). В Париже вид Лафайета во главе восставших заставил отречься реакционера Карл X и его parti prétre («партию священиков»), и палата депутатов избрала королем Луи- Филиппа. В Брюсселе после захвата Hotel de Ville (ратуши) и провала попыток голландской армии восстановить порядок герцог Немурский (СЫН Луи-Филиппа) был избран будущим королем бельгийцев. Бельгийские провинции Соединенного Королевства Нидерландов с 1815 г. неустанно отказывались я подчиняться

интересам Голландии. Независимость Бельгии была приемлема для великих держав, и они одобряют установление здесь идеальной конституционной монархии. Однако королем становится не герцог Немурский, а Леопольд I Саксен-Кобургский (правил в 1831-1865 гг.). [ГОТА]

В феврале 1848 г. давление революционного пара было гораздо сильнее, чем в 1830 г., так что свирепые взрывы прокатываются по всем главным государствам Европы, кроме Великобритании и РОССИИ. Тучи сгущались над Швейцарией с 1845 г., над Краковской республикой — с 1846 г., над Сицилией — с 1847 г. Свержение Луи-Филиппа стало сигналом, по которому поднялись почти все крупнейшие города Германии, Италии, Австрии и Венгрии. События 1848-1849 гг. называют «революцией интеллектуалов», в основном из-за оказавших большое воздействие жарких дебатов в предпарламенте во Франкфурте и на Славянском конгрессе в Праге, а также в связи с публикацией эпохального

«Коммунистического Манифеста» (см. ниже). На деле же в это время кровавые стычки были звучнее, чем слова. Не только интеллектуалы пошли в это время на баррикады, хотя в драку ввязались такие поэты, как Ламартин, Мицкевич и Шандор Петефи. Ламартин становится министром иностранных дел в первом революционном правительстве Франции. Мицкевич собрал легион польских изгнанников на борьбу за Римскую республику. Петефи погиб в битве с австрийцами. В Париже погибло больше 10 000 человек в «июньские дни», когда войска генерала Кавеньяка сломили сопротивление рабочих, положив конец недолго просуществовавшим «национальным мастерским». В Берлине и других местах монархи предпочитали сначала стрелять, а конституции обсуждали после. В Италии Сардиния объявляет Guerra Santa ("Священную войну") против правления Австрии в Ломбардии. В Венгрии, где были свергнуты Габсбурги и Кошут провозглашен регентом и диктатором, для реставрации понадобились две русские армии и военные действия в течение целого года. В Италии пришлось призвать французские, австрийские и неаполитанские войска, чтобы сломить самопровозглашенные республики в Риме и Венеции.

На первый взгляд кажется, что 1848 г. стал катастрофой для либерализма. Была сметена только одна единственная монархия — во Франции,

DYNAMO

ПРАДО

Испанский королевский художественный музей был открыт для публики на проспекте Прадо в Мадриде 19 ноября 1819 г. Своим существованием он обязан энтузиазму короля Фердинанда VII, которому был недавно возвращен престол, и его второй жене королеве Изабелле Брагансской. Первым директором музея стал принц Антона, надзор над его работой осуществлялся Советом грандов. Музей располагался в новом, с коринфскими фасадами здании, которое за 30 лет до того было построено архитектором доном Хуаном


Вильянуэвой как Музей естественной истории. Первоначально экспозиция состояла из 311 картин. Отсутствовало множество шедевров, которые шестью годами раньше захватил с обозом Жозефа Бонапарта герцог Веллингтон, да так и не вернул.

Первый каталог музея был издан в 1823 г. по-французски, поскольку незадолго до того в Испанию вошел герцог Ангулемский с очередной французской оккупационной армией (сыновья Людовика Святого), чтобы вызволить короля из рук его подданных. В 1838 г. музей стал называться Национальным музеем после объединения с Коллекцией св. Троицы — собранием произведений живописи, отобранных у закрытых монастырей. Свое имя Музей Прадо он получил в 1873 г. после либеральной революции. Во время гражданской войны в Испании в 1936-1939 гг. музей был закрыт, а многие его сокровища перевезены и выставлялись в Женеве.

Королевская коллекция произведений искусства зароди-

лась во времена Хуана II Кастильского (ум. в 1445 г.), о котором известно, что он покупал картины Рожера ван дер Вейдена. Но самый большой вклад в эту коллекцию внесли Карл V и Филипп II, покровительствовавшие Тициану, Филипп IV, для которого работал Веласкес, и Карл III, который в 1774 г. секвестровал всю собственность иезуитов. Несмотря на большие потери в связи с пожарами и французской оккупацией, собрание музея выросло в одну из первых коллекций мира и благодаря сухому воздуху Кастильского плато сохранялась в идеальных условиях.

Среди жемчужин Прадо все великие имена итальянской, фламандской, немецкой, датской и французской школ. Но, кроме того, это родина испанской школы: здесь произведения Эль Греко (1541-1614) — критянина, осевшего в Толедо; Диего де Веласкеса (1599-1660) и Бартоломео Мурильо (1618-1682) из Севильи; Хосе де Риберы (1591-1652) из Валенсии и несравненного Франсиско де Гойи (1746-1828), который в момент открытия Прадо был самым прославленным испанским художником своего времени.

«Художественные галереи сохраняют квинтэссенцию творческого гения человека.» Они являют собой, может быть, самый простой путь в прошлое Европы, обостряя чувства и возбуждая воображение, как этого не сделает ни одна книга по истории. Прадо среди лучших национальных галерей первого класса, как Лувр в Париже, Рийксмузеум в Амстердаме, Музей истории искусств в Вене,

Национальная галерея в Лондоне, Эрмитаж в Санкт-Петербурге, галерея Уффици во Флоренции и собрания Ватикана. Ко второму разряду относятся «провинциальные» галереи и музеи в Минске, Манчестере или Мюнхене, в Кракове или Оксфорде — часто эти музеи просто великолепны, а также галереи современного искусства. На второстепенных ролях выступают малоизвестные, но являющие необыкновенную преданность делу учреждения культуры, такие, как художественно-исторический музей в Шоле (Cholet), музей в бывшем цистерцианском монастыре Енджеюва или музей Далвичского колледжа (Лондон).

В 1784 г., когда родился Фердинанд VII и началось строительство Прадо, другой европейский монарх планировал другую картинную галерею. Король Станислав Август Польский отправил в Лондон торговца картинами, чтобы собрать коллекцию старых мастеров для пополнения его частной коллекции в Варшаве. Затем наступила русско- польская война и разделы Польши. Короля депортировали в Россию вместе с его картинами (численностью 2 900), которым теперь предстояло украшать не польские, а русские галереи. Он так и не увидел собранных для него в Лондоне картин, за которые уже не мог заплатить. Эти картины стали основой коллекции Картинной галереи Далвичского колледжа (Лондон), одной из тех небольших сокровищниц, которые заслуживают большей известности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: