НАЙСЕР УЛЬРИХ
Найссер Ульрих (род. в 1928 г.) — американский психолог, один из основателей нового научного направления — когнитивной психологии.
В 1933 г. вместе с семьей эмигрировал в США. Учился в элементарной школе в Сварт-море в Пенсильвании, в средней школе в Нью-Йорке. Получил степень бакалавра в Гарвардском университете (1950), магистра — в Сварт-морском колледже (1952), доктора — в Гарвардском университете (1956) — все по психологии. Преподавал в университете Брендиса (1957—1963), в Пенсильванском (1964— 1967) и в Корнелльском (1967— 1983).университетах. Был стипендиатом Центра высших исследований в области бихевио-риальных наук в Стэнфорде (1973—1974), стипендиатом фонда Слоана в Пенсильванском университете (1980—1981). В настоящее время — профессор психологии университета Эмори в Атланте, где возглавляет Центр когнитивной психологии. Автор около 70 статей по психологии восприятия, внимания, памяти, интеллекта и связанных с ними проблем.
В теоретико-экспериментальных исследованиях Найссера познание человеком окружающего мира (в его различных формах — восприятия, воображения, памяти, мышления) рассматривается как активный процесс, необходимым компонентом которого являются психологические средства, формирующиеся в процессе обучения в самом широком смысле этого слова, включая обучение самой жизнью. Важнейшее когнитивное средство Найссер, вслед за Бартлеттом, называет схемой. Схема — это внутренняя структура, которая складывается по мере накопления опыта. Схема позволяет принимать информацию, направляет движение и исследовательскую активность. Сама схема модифицируется в процессе опыта. Найссер приводит в связь со своей концепцией идеи многих авторов: Ж. Пиаже, Дж. Миллера, Ю. Галан-тера и К. Прибрама, М. Минского, Н. Линдсея и др. Интерпретация познания как активного процесса близка советской психологии.
|
|