Постоянно проводя сравнение взрослого и ребенка,— это своего рода сквозная идея, проходящая через всю работу - Анна Фрейд, доходчиво и с глубоким знанием дела, говорит в
первом выступлении об особенностях маленьких пациентов, приводя примеры, взятые из собственной врачебной практики. Ребенка, существо незавершенное, только еще формирующееся, нельзя лечить теми же методами, что и взрослого, личность оформившуюся и независимую. И практикующий врач обязан в первую очередь создать условия для того, чтобы детскую психику можно было проанализировать столь же глубоко, как и взрослую. Для этого следует решить три задачи: доказать ребенку, что он болен; завоевать его доверие; убедить ребенка пройти курс лечения. Все это делается на подготовительной стадии, необходимой для успешного проведения анализа.
Доказать ребенку, что он болен
Первоначальная психологическая установка ребенка не отвечает необходимым для анализа его болезни условиям; со взрослым работать значительно легче — ведь им движет страдание. Ребенок же не осознает всей тяжести своего состояния. Он еще не способен сравнить себя с другими, заметить те особенности своего поведения, что отличают его от сверстников. Но ведь именно эти отличия, при условии, что человек считает их своим недостатком, а не чем-то второстепенным, заставляют его стремиться от них избавиться, вылечиться, а значит, обратиться к психоаналитику.
Завоевать доверие ребенка
На множестве примеров, взятых из собственной профессиональной практики, Анна Фрейд поясняет, каким образом, еще до того, как начать собственно психоанализ, она стремится завоевать доверие ребенка. Речь идет об одном из важнейших звеньев в цепочке анализа, поскольку от него зависит успех всего лечения: между психоаналитиком и маленьким пациентом обязательно следует установить отчетливо выраженную эмоциональную связь.
Поэтому Анна Фрейд, не колеблясь, тратит время на то, чтобы заниматься с ребенком играми, вязанием, вышиванием и тому подобными делами, цель которых — не только заинтересовать малыша, но и стать в его глазах «полезной», «необходимой», даже если эти занятия не имеют отношения к психоанализу как таковому.