• Теория Мелани Клейн о ребенке и его отношениях с объектом уходит корнями в клинический опыт этого психоаналитика. Мелани Клейн считала, что невозможно постичь всю сложность психики взрослого человека, не поняв психику грудного младенца.
Развитие личности зависит от интроекции ею объекта, способного вызвать благодарность. Сильное «Я» есть источник равновесия. Оно способно вынести чувство вины, принять на себя ответственность за отношения с объектом, каким бы образом они ни складывались...
Однако часто больной — это человек, не сумевший ин-роектировать хороший объект. Он считает такую ситуацию недостатком. Если нормальное развитие прежде всего зависит от способности «соединить» расщепленные части личности, то личность больного остается расколотой, разорванной на части. И цель психоанализа заключается в интеграции, в том, чтобы индивид воспринимал себя «целостной личностью».
Поэтому суть психоанализа состоит в восстановлении психической жизни пациента в период, когда он был новорожденным, в том, чтобы заставить его вновь ощутить первичную зависть. На этом долгом и трудном пути возрождаются детские чувства, особенно зависть и благодарность, которые больной переносит на личность аналитика. Это и есть трансфер.
Встречаясь с многочисленными препятствиями, главное из которых заключается в определении чувств зависти и ненависти к материнской груди, психоанализ должен вести к уменьшению пропасти между понятиями хорошего и плохого объектов и расколотыми частями личности.
Когда удается добиться интеграции,— хотя автор считает, что она принципиально не может быть ни полной, ни окончательной,— больной испытывает глубокое облегчение. Он пересматривает свои отношения с миром в свете нового чувства безопасности — чувства, которое он когда-то испытывал in utero, то есть в самом полном единстве, в слиянии в единое целое с Другим, и из этого чувства возникает благодарность, отправная точка его свободного развития.