• По мнению Мелани Клейн, исследование психической деятельности грудного младенца позволяет понять болезни, которые могут в дальнейшем случиться со взрослым человеком.
Зигмунд Фрейд не проводил резкой границы между психоанализом и воспитанием. Достаточно вспомнить о том, как он анализировал психику маленького Ганса («Маленький Ганс» — так обычно называют одного из пациентов Фрейда, о лечении которого психоанализом он рассказал в своей статье в 1909 году.— Прим. пер.). Анна Фрейд продолжает отцовскую традицию. Она считает, что ребенок, чересчур привязанный к родителям, не может осуществлять трансфер, то есть переносить свои чувства на аналитика.
Мелани Клейн считает этот трансфер возможным. В частности, на психоаналитика могут переноситься чувства зависти и благодарности.
Для Анны Фрейд ребенок — это существо в становлении, очень зависимое от родителей. Поэтому она считает, что психоанализ должен проводиться в постоянном контакте с отцом и матерью ребенка, устанавливает подготовительную фазу для того, чтобы подготовить ребенка к анализу, выступает за положительный трансфер, поскольку психоаналитик разделит в этом случае с родителями не только привязанность, но и ненависть малыша.
|
|
У Мелани Клейн нет никакой подготовительной фазы. Ребенок приходит в специально подготовленное ею место, где всегда есть игрушки. Мелани Клейн упрекает Анну Фрейд за то, что та уделяет слишком большое внимание сознательному, то есть внешним отношениям ребенка. Сама же она включает в процесс анализа игру и истолковывает ее примерно так же, как Фрейд толковал сновидения, фантазмы, тревоги, сопротивление пациента.
Итак, по мнению Мелани Клейн, ситуация, подходящая для психоанализа, складывается достаточно быстро. Она считает обязательным правилом нейтральность, а трансфер у ребенка интерпретирует таким же образом, как у взрослого. От последнего она, впрочем, тоже не отказывается и часто его проводит, всегда при этом используя свою теорию о грудном младенце.
Такая позиция вызвала суровую критику. Кое-кто упрекал Мелани Клейн за то, что она оставляла мало места случайности, неожиданному, а интерпретация ее была слишком надуманной.
Анна Фрейд считала, что отношения ребенка с родителями принадлежат к сфере реального. А Мелани Клейн рассматривала эти отношения с точки зрения фантазмов. Она не считала, что при трансфере на психоаналитика переносятся отношения ребенка с реальными родителями, поскольку в сознании малыша реальные и интроектированные родители постоянно смешиваются. Психоаналитик должен поэтому распутать эти образы. Он должен не соглашаться с субъективными представлениями ребенка, а интерпретировать их самостоятельно.
|
|
Анна Фрейд считала, что «сверх-Я», то есть компонент личности, контролирующий психику, у человека развито слабо. В этом отношении она разделяла мнение своего отца. И наоборот, для Мелани Клейн «сверх-Я» сильно и по-садистски жестоко. Оно формируется путем интроекции хороших и плохих объектов уже на оральной стадии, то есть в очень раннем детстве. Поэтому оно фантазматично.
Столь раннее его формирование связано с Эдиповым комплексом, который проявляется уже после достижения ребенком полугодового возраста, тогда как Фрейд относил его первые проявления к трем годам.
Таким образом, Мелани Клейн считала, что врагом «Я» является «сверх-Я», а Анна Фрейд отводила эту роль «Оно», зоне неосознанных устремлений, инстинктов. Исходя из этого, Анна Фрейд направляла свои усилия в основном на исследование «Я». Личность, по ее представлениям, достаточно сильна для того, чтобы противостоять инстинктивным порывам, исполняя функцию регулятора желаний. Она считала развитие гармоничным, если между силами «Оно» и «Я» существует равновесие, Мелани Клейн же видела его в интроекции хорошего объекта.
Как об этом свидетельствует предисловие к Психоаналитическому лечению детей, Анна Фрейд постепенно присоединилась к позиции Мелани Клейн. Теперь уже она не столь категорична, как раньше, в вопросах о необходимости подготовительной фазы и о воспитательной роли психоаналитика. Но Анна Фрейд пока что довольно сдержанно относится к интерпретации игр, а также к неврозу трансфера у ребенка.
Следует признать огромный вклад Мелани Клейн в понимание фантазмов малыша. Ее клиническая методика основана на наблюдении за играми ребенка, которые Клейн рассматривает в качестве языка бессознательного. Психотерапевт интерпретирует игры. Он освобождает юного пациента от его фантазмов, выражая, благодаря своей интуиции, то, что ребенок еще не может сформулировать, но с чем полностью согласен.
Мелани Клейн открыла также в психике ребенка склонность к проявлению резко противоположных эмоций и разграничению объектов, на которые направлены его устремления. Она называет «хорошими» те объекты, что удовлетворяют ребенка, и «плохими» те, что противостоят удовлетворению его врожденных инстинктов, подобно груди, имеющей, среди прочего, и эмоциональную ценность. На грудь ребенок проецирует свои чувства ненависти или любви — в зависимости от того, насколько она отвечает его потребностям.
Мелани Клейн рассматривает агрессивные фазы реакций ребенка в соответствии с тем моментом его развития, когда удовлетворению препятствует окружающее «сверх-Я». Состояния «шизопараноидальные», когда происходит раздвоение, расщеплениеличности, человек испытывает чувство преследования и депрессивные состояния (последствия первых, когда развиваются защитные реакции на страх потери матери, объекта любви) соответствуют уходу в собственное «Я «и зарождаются в ребенке в результате конфликта с окружающей действительностью, противостоящей его импульсивным устремлениям.
Неудовлетворенные садистские потребности — оральные, затем уретральные и, наконец, анальные — с самого начала частично объясняются неосознанным стремлением к смерти, обостренной агрессивностью, перерастающей в ярость и насилие. Позже эти чувства оборачиваются против собственного «Я», порождая в ребенке страх перед возмездием, наказанием. Благодаря либидо, а также интроектированному объекту, садизм и тревога могут быть преодолены, как и опасности, вызывающие депрессивные и шизопараноидальные состояния.
Затем, с началом генитальной фазы, происходит спад активного садизма, остатки которого еще проявляются у подростка, а затем у взрослого в форме фантазмов. Так в человеческой комедии, во мнимых или реальных образах, вновь выражается извечное противостояние между матерью, ребенком и отцом.
|
|
Теоретические разработки Мелани Клейн породили новый метод психоанализа, который сегодня не может и не должен игнорировать ни один врач, поскольку этот метод превратился в одно из направлений детской психологии.