Противоречия культурного процесса 60-80-х гг

60-80-е годы внешне выглядят наиболее стабильным временем советской истории, но и они пронизаны глубокими внутренними противоречиями. С приходом к власти Н.Хрущева политическая обстановка в стране постепенно меняется, наступает «оттепель». Свое название время получило по повести И.Эренбурга, которое очень точно передало содержание эпохи. Это – десталинизация общественной жизни, некоторая демократизация, реабилитация осужденных, возвращение многих имен, определенная свобода творчества, породившие множество надежд. Однако реформы до конца доведены не были, коренных изменений политического строя не произошло, очень быстро начался откат преобразований, приведший к «застою». Тем не менее для культуры хронологически короткий период «оттепели» имел огромное значение и далеко идущие последствия. Атмосфера конца 50-х годов привела к формированию целого поколения так называемых «шестидесятников» – ученых, писателей, художников, которых отличали непримиримость к идеологическому диктату, уважение к личности, приверженность национальным культурным ценностям, идеалам свободы. По-разному складывались их отношения с властью, но в целом их творчество определило пути всего последующего развития украинской культуры.

В конце 50-х годов на государственном уровне было осознано и признано отставание Советского Союза от ведущих западных стран, вступивших к тому времени в этап научно-технической революции. Развитию науки стали уделять особое внимание в государственной политике, создавалось множество новых отраслевых научно-исследовательских, проектно-конструкторских институтов, увеличилось количество периодических изданий, в крупных экономических центрах – Харькове, Львове, Донецке – открылись отделения Академии наук УССР. Развивалась система образования. В 1959 г. обязательным стало 8-летнее образование, в 1977 г. – среднее.

Всемирную известность получил Институт электросварки им. Е.Б.Патона, превратившийся в научно-производственное объединение, куда входили научно-исследовательский институт, конструкторское бюро, два опытных завода. Было запатентовано более 400 изобретений, разработаны методы сварки и резки электронным лучем, лазерной обработки. При создании англо-французского самолета «Конкорд» была использована патоновская технология выплавки стали особо высокого качества. Киевским Институтом сверхтвердых материалов был разработаны карбонит, киборит. Их промышленное изготовление было налажено на Львовском заводе искусственных алмазов. C началом космической эры лучшие машиностроительные предприятия Украины становятся частью ракетно-космического комплекса. Огромный вклад в развитие фундаментальных и прикладных наук внесли математики Н.Боголюбов, В.Глушков, конструктор М.Янгель, генетик И.Шмальгаузен, офтальмолог В.Филатов, кардиолог Н.Амосов, многие другие.

Однако сохранение чисто административного централизованного управления, система оценки только по количеству произведенной продукции ­ так называемому «валу» приводили к полной экономической незаинтересованности предприятий в технических новшествах. Поэтому очень часто получалось, что изобретения, сделанные в нашей стране, за рубежом находили более широкое применение. Один из характерных примеров – технология непрерывной разливки стали в металлургии. Первая такая установка была пущена на Донецком металлургическом заводе. К середине 80-х годов доля такой технологии в Украине немногим превышала 10%, в то время как Япония, Франция, германия перешли на нее почти полностью. В образовании количественный рост не сопровождался таким же качественным. Сокращалась сфера применения украинского языка. Лучшие научные силы, огромные средства, передовые технологии концентрировались в военно-промышленном комплексе. Ограниченным был доступ к зарубежной информации. Научно-техническое отставание Украины, как и в целом СССР, с середины 70-х годов превратилось в стадиальное, так как в развитии крупнейших капиталистических стран, прежде всего США, началась новая эра, для определения которой используют различные термины ­ – постиндустриальная, информационная, компьютерная.

Поступательно, но противоречиво развивались все сферы художественного творчества. Наиболее полно характерные черты эпохи отразила литература. С одной стороны, в художественной прозе стали утверждаться аналитичность, проблемность, отход от описательности, обращение к сфере тонких чувств, соотношению морального и духовного. В первую очередь это относится к творчеству О.Гончара, П.Загребельного, Ю.Збанацкого, В.Козаченко. 60-70-е годы, по оценке авторов «Історії української літератури ХХ століття» были периодом «плідним, хоч і суперечливим, періодом поглиблення її гуманістичних основ, посилення аналітичного й синтезуючого начал, утвердження нових форм, стилів, засобів». Во весь голос заявили о себе И.Драч, Л.Костенко, В.Симоненко, М.Винграновский. Сложилась школа украинского литературного перевода, имеющая высоций международный авторитет.

В то же время творчество продолжало жестко регламентироваться, подвергаться цензуре, новаторское творчество нередко получало крайне отрицательную оценку в официальной критике. Украинские читатели, как и раньше, были отлучены от творчества писателей, эмигрировавших из Украины, чье творчество продолжалось за рубежом. Особое место среди творчества писателей-эмигрантов занимает И.Багряный. До войны он подвергался репрессиям, в Германии в 1948 г. организовал Украинскую революционно-демократическую партию, боровшуюся за национальное освобождение Украины. Романы И.Багряного "Тигроловы", "Сад Гефсиманский", "Человек бежит над пропастью", его повести, поэмы, публицистика только в наши дни стали достоянием читателя, были оценены критиками как серьезный вклад в украинскую культуру.

Именно в кругах интеллигенции возникает оппозиционно движение, названное диссидентским, члены которого главной своей задачей считали отстаивание прав человека: свободу слова, свободу совести. В 1976 г. была создана Украинская Хельсинкская группа. В Донбассе прошла молодость поэта В.Стуса, чья судьба обрела символичекское значение. Он окончил Сталинский пединститут, работал учителем в Горловке, редактором газеты "Социалистический Донбасс". Уже первые пробы пера показали, что появился незаурядный поэт с обостренным восприятием действительности, с прекрасным знанием украинского языка. Активная гражданская позиция привела В.Стуса в ряды "диссидентской" интеллигенции Киева. В 1972 г. он был арестован "за антисоветскую агитацию" и "клеветнические мотивы в творчестве", отсидел 5 лет и в 1980 г. получил второй срок - 15 лет. Правдивое отражение жизни колхозников, протест против политических репрессий - этого хватило, чтобы уничтожить поэта. Он трагически погиб в лагере для политзаключенных на Урале в 1985 г., не дожив до радикальных перемен:

Народе мiй! До тебе я повернусь

I в смертi обернуся до життя!

В 1990 г. посмертно В.Стус был реабилитирован, ему была присуждена Государственная премия им.Т.Г.Шевченко.

Отрицательные тенденции характеризовали развитие украинской живописи, где насаждался народнический академический стиль XIX в., догматичность, превалировала изобразительность над выразительностью. Кроме того, в соответствии с лозунгом о том, что искусство должно быть понятно "широким массам трудящихся", на творческий эксперимент, поиск новых форм был фактически наложен запрет. В то же время продолжали свое творчество такие художники, как А.Шовкуненко, Т.Яблонская, М.Дерегус, В.Касьян.

Традиционно значительны достижения украинской музыки. Появились новые оперы, балеты, симфонии (Г.Майборода, К.Данькевич, Б.Лятошинский, другие). Мировое признание получила национальная школа вокального искусства. Яркие имена украинской оперной сцены – А.Соловьяненко, Д.Гнатюк, Б.Руденко, Е.Мирошниченко.

Особенного развития в эти годы достиг украинский кинематограф. Его вершины – фильмы С.Параджанова «Тени забытых предков», Л.Осыки «Захар Беркут», Ю.Ильенко «Белая птица с черной отметиной», Л.Быкова «В бой идут одни старики», И.Миколайчука «Вавилон ХХ». В то же время на экран не допускались неугодные режиму фильмы, мастерам навязывалась тематика.

На протяжении последних 50 лет быстро росли города, они приобретали новый облик, шло массовое строительство. Однако, за небольшими исключениями, преобладало господство типовой застройки, утеря многих народных традиций, отсутствие современных строительных технологий, бедность дизайна характеризовали состояние архитектуры.

Таким образом, при значительных достижениях Украины к середине 80-х годов в культуре, как и в других областях жизни, стал очевиден глубокий системный кризис.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: