а) Монда кем бар? – Здесь кто есть?
Монда кыз бар. – Здесь есть девочка.
ә) Монда кыз бармы? – Здесь есть девочка?
Монда кыз бар. – Здесь девочка есть.
б) Монда нәрсә бар? – Что здесь есть?
Монда эт бар. – Здесь есть собака.
в) Монда ничә песи бар? – Здесь сколько кошек есть?
Монда биш песи бар. – Здесь есть пять кошек.
Грамматика.
В татарском языке, когда указываем на количество предметов, существительные употребляются только в единственном числе. 5 зайцев – 5 куян/нар\ 3 кошки – 3 песи/ләр\ |
Порядковые числительные.
Бер – один бер + енче – первый Ике – два ике + нче – второй Өч – три өч + енче – третий Дүрт – четыре дүрт + енче – четвертый Биш – пять биш + енче – пятый Алты – шесть алты + нчы – шестой Җиде – семь җиденче – седьмой Сигез – восемь сигезенче – восьмой Тугыз – девять тугызынчы – девятый Ун – десять унынчы – десятый |
Перевод.
– Кем беренче килә? – Кто идет первый?
– Оля беренче килә. – Оля идет первой.
– Оля ничәнче сыйныфта укый? – Оля в каком классе учится?
– Оля беренче сыйныфта укый. – Оля учится в первом классе.
Мәктәптә – В школе
Й уроки
Перевод.
а) дәфтәр – тетрадь; китап – книга; карандаш – карандаш; ручка – каләм; бетергеч – ластик; ак – белый; кара – черный; зәңгәр – синий; сары – желтый; яшел – зеленый.
ә) – Сумкада нәрсә бар? – Что есть в сумке?
– Сумкада китап бар. – В сумке есть книга.
– Сумкада ничә китап бар? – Сколько книг есть в сумке?
– Сумкада 3 китап бар. – В сумке есть 3 книги.
– Сумкада дәфтәрләр юк. – В сумке нет тетрадей.
Грамматика.
Китап – книга китаплар – книги 5 книг – 5 китап; 5 тетрадей – 5 дәфтәр. Имя существительное при числительных употребляется в ед. числе. |
Ситуативные упражнения.
Как скажешь другу, что в сумке есть 3 тетради и 2 книги?
– Сумкада 3 дәфтәр, 2 китап бар.
Как скажешь, что в сумке книг нет, есть тетради?
– Сумкада китаплар юк, дәфтәрләр бар.
Й урок
Перевод.
а) бир – дай; бир әле – дай пожалуйста; кирәк – надо; кирәкми – не надо; мә – на; миңа – мне; сиңа – тебе
ә) – Миңа дәфтәр кирәк. – Мне нужна тетрадь.
– Мә. – На.
б) – Сиңа дәфтәр кирәкме? – Тебе нужна тетрадь?
– Әйе, миңа дәфтәр кирәк. – Да, мне нужна тетрадь.
– Юк, миңа дәфтәр кирәкми. – Нет, мне не нужна тетрадь.
в) – Миңа дәфтәр бир әле. – Дай мне, пожалуйста, тетрадь.
– Мә. – На.
– Рәхмәт. – Спасибо.
Грамматика.
Мин – я Син – ты Ул – он (она) Миңа – мне Сиңа – тебе Аңа – ему (ей) |
Й уроки
Перевод.
а) укый – читает, учится;
б) бишле ала – пятерку получает;
в) яхшы – хорошо, хороший
яза – пишет дүртле – четверка начар – плохо, плохой
рәсем ясый – рисует өчле – тройка чиста – чисто, чистый
саный – считает икеле – двойка пычрак – грязно, грязный
ә) – Коля нишли? – Что делает Коля?
– Коля яза. – Коля пишет.
– Коля укый. – Коля читает.
– Коля рәсем ясый. – Коля рисует.
б) – Коля ничек (как?) укый? – Коля как читает?
– Коля яхшы укый. – Коля хорошо читает.
– Коля начар укый. – Коля плохо читает.
– Коля ничек яза? – Коля как пишет?
– Коля чиста яза. – Коля чисто пишет.