Основные функции управления: планирование, организация, мотивация и контроль. Эти функции объединены между собой двумя связующими процессами: обмена информацией и принятия решений.
Решения, типичные для функций управления
Планирование |
· о миссии и целях организации; |
· о состоянии внешней среды и ее влиянии на будущее организации; |
· о стратегии и тактике достижения поставленных целей; |
· о бюджете организации; |
· о выборе инвестиционных проектов; |
· о целевых рыночных сегментах и позиционировании товаров или услуг на целевых рынках; |
· о стратегии ценообразования; |
· о каналах сбыта и распределения продукции; |
· о разработке новых видов товаров и услуг; |
· о способах проведения рекламных кампаний. |
Организация |
· адаптация организационной структуры под новые цели и задачи, сформулированные в плане; |
· рационализация, распределение задач, обязанностей и прав; |
· обеспечение всех видов деятельности необходимыми ресурсами; |
· кадровые решения: расстановка, найм и увольнения, создание резерва на выдвижение, повышение квалификации. |
Мотивация |
· разработка системы оплаты труда и премирования сотрудников и руководителей, максимально соответствующей характеру и результатам труда, а также возможностям организации; |
· выбор социально-психологических методов стимулирования эффективного труда; |
· разработка мероприятий по эффективному использованию факторов корпоративной культуры; |
· рациональное и сбалансированное использование экономических, организационных и социально-психологических методов управления. |
· создание надлежащего морального климата в организации |
Контроль |
· создание системы контроля; |
· выбор методов учета, анализа и внесения коррективов для всех видов контроля. |
Принятие решений рассматривается не как этап цикла управления, а как важный связующий процесс в рамках более широкого процесса управления организацией. Таким образом, функция принятия решений выполняет в процессе управления особую роль – она необходима для осуществления всех других функций управления.
|
|
Задача принятия решения (ЗПР) направлена на определение наилучшего (оптимального) способа действий для достижения поставленных целей. Под целью понимается идеальное представление желаемого состояния или результата деятельности.
Проблемы:
1. хорошо структуризованные (количественно сформулированные),
2. неструктуризованные (качественно выраженные),
3. смешанные.
Проблема всегда связана с определенными условиями, которые обобщенно называют ситуацией. Совокупность проблемы и ситуации образует проблемную ситуацию.