Тема 3.1. Информационное обеспечение в менеджменте
Суть М-та заключается в решении реальных и потенциальных проблем организации. Для того, чтобы решить эти проблемы, необходима информация.
То есть коммуникации и принятие управленческих решений является основой управленческой деятельности, без которых невозможно осуществить управленческие функции (планирование, организацию, мотивацию и контроль)
КОММУНИКАЦИИ
Вопросы:
Значение коммуникаций
Виды и эффективность коммуникаций
Процесс коммуникаций
Причины, снижающие эффективность коммуникаций
Пути повышения эффективности коммуникации
Значение коммуникаций
Коммуникация – обмен информацией м/у двумя субъектами.
Субъекты коммуникаций:
§ Отдельные личности;
§ Отдельные группы;
§ Отдельные орг-ции.
Для осуществления коммуникаций необходима информация.
Требования к информации:
§ Она должна быть достоверной
§ Точной (релевантной)
§ Полной
§ Своевременной (оперативной)
|
|
Качество обмена информацией влияет на реализацию целей. На основе опросов было установлено, что от 60-80% руководителей считают, что неэффективные коммуникации являются главным барьером и одной из основных трудностей в их работе.
Виды и эффективность коммуникаций
1. По направлению коммуникационных потоков в организации:
1.1.Горизонтальные, которые осуществляются на одном уровне управления или между сотрудниками, имеющими одинаковый статус.
Эффективность этих коммуникаций – 55-60%.
1.2.Вертикальные (межуровневые) (Межуровневые) коммуникации используются для доведения до исполнителей плановых заданий, решений о реорганизации (от вышестоящего уровня вниз, к исполнителям); предоставления отчетов о выполненной работе, использовании ресурсов, предложений (от исполнителя вверх, к руководителю).
Информация может передаваться по нисходящей, т.е. с высших уровней на низшие: от руководителя к подчинённым. Таким путем подчиненным уровням управления сообщается о текущих задачах, изменении приоритетов, конкретных заданиях, рекомендуемых процедурах и т.п. Эффективность – 25-30%.
Помимо обмена по нисходящей, организация нуждается в коммуникациях по восходящей, т.е. снизу вверх, также выполняют функцию оповещения верха о том, что делается на низших уровнях (информация передаётся от подчинённых к руководителю). Таким путем руководство узнает о текущих или назревающих проблемах и предлагает возможные варианты исправления положения дел. Эффективность – 10-15%.