Вопросы по предмету «Профессиональная этика и этикет»

(98) 1. Понятие, сущность и принципы профессиональной этики.

Профессиональная этика (ПЭ) – система моральных принципов и правил поведения специалиста с учетом его проф. деятельности и конкретной ситуации. ПЭ – кодекс поведения, предписываемый тип отношений, который представляется наилучшим с т.зр. выполнения работниками своих служебных обязанностей в той или иной проф. сфере.

Возникновение первых профессиональных кодексов поведения относится к XI-XII вв., к периоду разделения труда в условиях становления средневековых цехов. В уставах многих цехов были сформулированы нравственные требования к профессии, к характеру труда, отношение к коллегам. Ремесленники осознали свою социальную значимость, профессиональную честь и достоинство, одновременно, они выдвинули требования о политической свободе. Показателем высокого профессионализма являются осознание специалистом своей общественной значимости, приобретение профессиональной чести и достоинства.

Профессиональный кодекс поведения воспитывает у профессионала сознание принадлежности к определенной общности людей, основным признаком которой является достижение совершенства в профессии. Профессионализм - это нравственная черта личности, так как человек совершенствуясь в профессии, одновременно заботится о людях, выполняя свою общественную роль. При этом человек удовлетворяет свои высшие потребности, в социальном утверждении, уважении и в самореализации.

Задача профессиональной этики - выявление нравственных норм и оценок, суждений и понятий, характеризующих людей в роли представителей определенной профессии.

Профессиональная этика изучает:

-нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга;

- взаимоотношения внутри профессиональных коллективов;

- особенности профессионального воспитания.

Частью профессиональной этики является деловая этика. Это этика для менеджеров и предпринимателей и имеет прямое отношение к сфере турбизнеса.

Основы предпринимательской этики были заложены еще в 16 в. благодаря протестантизму. Богоугодными были объявлены любой труд, в том числе и предпринимательство, если они идет на благо людей. Именно протестантская этика способствовала возникновению в будущем этического кодекса предпринимателя:

- предприниматель убежден в полезности своего труда не только для себя, но и для других людей и для общества в целом;

- исходит из того, что трудящиеся люди, окружающие его, хотят и умеют работать;

- верит в бизнес и рассматривает его как привлекательное творчество;

- признает необходимость конкуренции, но понимает и необходимость сотрудничества;

-уважает законы, профессионализм и компетентность, ценит образование и науку.

Этика деловых отношений является профессиональной этикой, регулирующей систему отношений между людьми в сфере бизнеса. В условиях рыночной экономики честность и доверие являются наиболее важными этическими качествами.

Принципы деловой этики:

1. Так называемый золотой стандарт: "В рамках служебного положения никогда не

2. допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к коллегам своего

3. служебного уровня, к клиентам и т.п. таких поступков, каких бы не желал видеть по

4. отношению к себе".

5. Справедливость при наделении сотрудников необходимыми для их служебной

6. деятельности ресурсами (денежными, сырьевыми, материальными и пр.).

7. Обязательное исправление этического нарушения независимо от того, когда и кем

8. оно было допущено.

9. Принцип максимума прогресса: служебное поведение и действия сотрудника,

10.признаются этичными, если они способствуют развитию организации (или ее

11.подразделений) с моральной точки зрения.

12.Принцип минимума прогресса: действия сотрудника в целом этичны, если они хотя

13.бы не нарушают этических норм.

14. Терпимое отношение сотрудников организации к моральным устоям и традициям,

15.имеющим место в других организациях или странах.

7. Нонконформизм: не бояться иметь собственное мнение при решении любых

8. служебных вопросов.

9. Целесообразность авансирования доверия - к чувству ответственности сотрудника,

10. к его компетенции, к чувству долга и т.п.

11. Свобода, не ограничивающая свободы других; обычно этот принцип, хотя и в

12. неявной форме, обусловлен должностными инструкциями.

10. Точное исполнение профессиональных обязанностей;

11. Избежание потенциальных или явных конфликтов.

Принципы этики деловых отношений должны служить основанием для выработки каждым сотрудником собственной личной этической системы, на них должна быть построена работа этических комиссий корпораций и содержание этических кодексов.

(99) 2. Понятие, сущность, принципы делового этикета.

Этикет - это совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствия, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Учтивое обращение с женщиной, почтительное отношение к старшим, формы обращения и приветствия, правила ведения разговора, поведение за столом, обхождение за гостями — все эти законы приличия воплощают общие представления о достоинстве человека.

Этикет составная часть внешней культуры человека и общества. В современном обществе этикет значительно упрощается, становиться более свободным и естественным. Различают несколько видов этикета: придворный, дипломатический, воинский, общегражданский, деловой этикет. Деловой этикет - это установленный порядок поведения в сфере бизнеса и деловых контактов.

Функции делового этикета:

- этикет облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения;

- создает удобство, вносит целесообразность и практичность в дела;

- в сфере бизнеса этикет – главное орудие в формировании имиджа орг-ции, рук-ля;

- хорошие манеры прибыльны, т.к. где есть этикет выше производительность;

- этикет создает приятный психол. климат коллектива, устойчивость взаимоотношений.

Принципы делового этикета:

- принцип разумного эгоизма - выполняя свои рабочие функции, не мешай другим выполнять свои;

- уважительности – уважать общество в целом и каждого в отдельности, относиться так, как хотите, чтобы относились к вам;

- принцип позитивности — если нечего сказать приятного или положительного, лучше молчать;

- принцип предсказуемости поведения в различных бизнес-ситуациях;

- принцип уместности: определенные правила в определенное время, в определенном месте, с определенными людьми;

- умение создавать ощущение значимости у др. человека;

- соблюдение правил поведения страны партнера по бизнесу.

Деловой этикет включает правила вербального и невербального общения, представления и приветствия в деловой сфере, особенности оформления и вручения визитных карточек, правила телефонного разговора и письменного делового общения, оформления кабинета и офиса, вручения сувениров и подарков, этикет презентаций, деловых приемов и др.

(100) 3. Этикетная атрибутика.

Деловая атрибутика – вещи и предметы, используемые в деловой сфере и требующие выполнения этикетных норм. Включает в себя: Визитные карты, Внешний вид в различных местах Подарки в деловой сфере, Искусство букета.

В деловой практике часто приходится дарить и принимать подарки и сувениры. Это улучшает деловые связи, демонстрирует благожелательные отношения, свидетельствует о хороших взаимоотношениях коллег по работе.

Подарки может делать сотрудник сотруднику, коллеги сотруднику, сотрудники шефу, руководитель секретарю, фирма сотрудникам, фирма фирме. В современной деловой практике принято дарить подарки по случаю: юбилейных дат в деловой жизни сотрудника, юбилейных дат в жизни фирмы, гос. праздников, личных праздников в жизни сотрудника, общемировых праздников, деловых встреч с зарубежными партнерами – первыми преподносят подарок представители принимающей стороны.

Подарок официальному лицу- авторская картина, Деловому партнеру-шкатулка, записная книга, ручка. Из сувениров предпочтительнее те, которые носят нац. характер: матрешки, хохлома, гжель. Не дарят: иконы,платки нос. Жемчуг, ножи,часы. Денежный подарок допустим в конверте. Помимо подарков уместны цветы, но нужно знать их символику. Подарок д.б. хорошо упакован, д.б. вложен текст поздравления в виде открытки или на визитной карточке. При выборе подарка для иностр. фирмы надо учитывать нац. особенности стран. За подарок нужно поблагодарить в устной форме или послать факс.

Визитная карта - появилась во Франции в 17 веке. Удостоверяет личность. ВИДЫ: стандартная,представительская,семейная. Функции - 1.представление деловых партнеров 2.подтверждениезаинтересованности в деловых контактах 3.информирование о фирме, о ее Дея-ти 4.Осуществление деловых контактов. Размер визитки 5х8 Расположение текста на русском и анг.на обратной стороне. Указываются все реквизиты.Вручать визитку следует правой рукой, а левой нужно сделать такой жест, как если бы вы поддерживали карточку от возможного падения принимать чужую карточку следует левой рукой. Приняв карточку собеседника, обязательно нужно уточнить данные, содержащиеся на визитке. Вручая же свою визитку, следует произнести свои координаты вслух. Не обменяться визитками - среди деловых японцев это нарушение табу, для них этот факт будет веской причиной, чтобы заподозрить вас в нечистоплотности и нереспектабельности. Также считается дурным тоном пересылать визитку по почте.

Приветствия: а) мужчину представляют женщине; б) мужчину младшего по возрасту более пожилому мужчине; в) вновь назначенного начальника отдела организации директору этой организации (при этом сначала называется имя того мужчины, которого представляют).

Жесты, Мимика, Внешний вид Подбирая одежду, деловой человек должен руководс-ся правилами:

Единство стиля, стиль в конкретной ситуации, разумная цветовая гамма, совместимость материалов, соотв-ие аксессуаров, соответствие возрасту, чистой и опрятной. Во время переговоров, как правило, пиджаки не снимают и галстуки не распускают.

(101) 4. Этикетные формы поведения на официальных встречах и приемах.

Деловые встречи – беседы, приемы, переговоры, дискуссии.

Функции деловой беседы: поиск новых направлений, обмен инфо, контроль начатых мероприятий, взаимное общение, разработка новых идей, поддержка деловых контактов.

Дискуссия – процесс разрешения проблемы путем сопоставления, столкновения, взаимообсуждения позиций участников. При дискуссии всегда есть ведущий, который должен соблюдать правила: сформулировать цель и время, заинтересовать участника, организовать обмен мнениями, собрать максимум предложений, помочь группе прийти к согласованному мнению, подвести итог.

Обязательные требования во время деловой беседы и дискуссии:

- вежливый тон обращения

- лаконизм изложения мысли

- тактичность, общительность, естественность,

- при возникновении конфликта прибегать к переговору с целью урегулирования разногласий.

Деловой прием имеет более раскованную, свободную атмосферу, чем деловые переговоры. Но преследуют 1 цель – заключение взаимовыгодных сделок. Они предназначены для служебного общения, установления полезных знакомств. Здесь обсуждаются будущие контракты, обмениваются взглядами и мнениями, углубляются уже имеющиеся контакты.

Приемы позволяют лучше узнать экономические, финансовые и др. позиции партнеров. Поведение, поступки приглашенных на прием могут быть источником инфо, могут повлиять на заключение сделки. Организатор делового приема должен следить за ходом всего приема, проводить представление приглашенных друг другу, организовывать встречи отдельных групп гостей, следить, чтобы ни один гость не оказался без внимания, осуществлять контроль за обслуживающим персоналом.

Приемы делятся на дневные, вечерние, приемы с рассадкой и без рассадки за столом.

К дневным приемам относят: «бокал шампанского», «бокал вина», завтрак. В международной практике принято считать, что дневные приемы менее торжественны, чем вечерние.

К вечерним приемам относят: чай, коктель, фуршет, обед, обед-буфет,ужин.

Разновидности приемов - киносеансы, музыкальные и литературные вечера, вечера дружбы, встречи для игр(теннис, шахматы),сопровождаются легким угощением.

Любой прием должен быть подготовлен. Это: выбор вида приема, составление списка приглашенных, рассылка приглашений, составление плана рассадки за столом, составление меню, сервировка стола, подготовка тостов и речей.

Внешний вид на приемах - Внешнему виду придается большое значение. Обычно форма одежды указывается в письменном приглашении на прием. Если в приглашении указана форма одежды, то офицеры посещают прием в парадной форме, а гражданские лица-в вечернем костюме (смокинг), женщины в вечерних платьях.

Поведение за столом:

- постарайтесь сделать свое общество приятным для окружающих,

- неуместна чрезмерная жестикуляция,

- придерживайтесь того темпа еды, который идет за столом,

- манеры каждого участника д.б. таковы, чтобы присутствующие могли сосредоточить свое внимание на еде,

- не принято чокаться,

- женщина должна сидеть справа от мужчины,

- мужчина ухаживает за обеими женщинами, если они и справа, и слева,

- принято вести беседу,

- не поворачиваться спиной к соседу,

- не принято за столом говорить о делах, беседа носит общий характер,

- не критиковать присутствующих и подаваемые блюда.

(102) 5. Корпоративная культура философия, этика этикет и имидж фирмы.

Каждая организация стремится сегодня производить товары и услуги наивысшего качества для максимального удовлетворения запросов покупателей и клиентов. Это требует создания организации и условий работы, привлекающих самых достойных людей, обеспечивающих наиболее полное развитие их талантов, свободный и вдохновленный труд на благо процветания дела.

Корпоративная культура в значительной степени определяет поведение сотрудников организации, поскольку она предполагает разделение всеми членами производственного коллектива единых корпоративных норм и ценностей, представлений и отношений. Она обеспечивает социальную стабильность организации и создает чувство общности всех его сотрудников. Сильная корпоративная культура увеличивает эффективность производства и прибыльность предприятия. Она создает достойную репутацию. Эффективными методами формирования корпоративной культуры и одновременно ее компонентами являются философия фирмы, этика, этикет, имидж.

Созданию КК могут способствовать:

- наличие сильного лидера, который определяет принципы, ценностные установки и нормы поведения,

- твердое намерение руководства компании действовать в соответствии с установленными традициями, соблюдать принципы КК,

- проявление постоянной заботы о клиентах, сотрудниках, акционерах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: