Раздел 1
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ
Глава 1
ИСХОДНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРЕДМЕТ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «МЕНЕДЖМЕНТ В ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ»
ПОНЯТИЯ «УПРАВЛЕНИЕ» И «МЕНЕДЖМЕНТ» В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ
В период формирования в России рыночных отношений наряду с привычным понятием «управление» (обществом, отраслью, организацией, персоналом и т.п.) все чаще применяется и другое понятие — «менеджмент».
В настоящее время среди специалистов, по существу, сложилось две основных точки зрения на соотношение понятий «управление» и «менеджмент»: одни используют эти понятия как идентичные, взаимозаменяемые, иными словами как синонимы; другие придерживаются мнения о том, что понятие «управление» значительно шире понятия «менеджмент». Авторы учебного пособия разделяют именно эту точку зрения и обосновывают ее в данном разделе учебного пособия.
Понятие «управление»
|
|
В отечественных энциклопедических изданиях и специальной литературе «управление» в самом общем виде рассматривается как элемент, функция организованных систем различной природы (технических, биологических, социальных), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей.
Такое толкование понятия «управление» позволяет выделить его важнейшую особенность, состоящую в том, что оно используется для характеристики специфической управленческой деятельности человека в различных сферах — неживой и живой природе и социальной жизни.
В физической культуре и спорте правомерно употреблять понятие «управление» применительно ко всем названным сферам:
в ряде случаев спортсмен осуществляет воздействие на объекты неживой природы, управляя разнообразными, зачастую специальными, транспортными средствами (автомобилем, самолетом, вертолетом, санями, яхтой и т.д.);
в ряде случаев спортсмен осуществляет воздействие на объекты живой природы, заправляя различными животными (лошадьми, оленями, собаками и т.д.). Такое положение дел нашло отражение в специальной терминологии. Так, авторы «Толкового словаря спортивных терминов» (1993 г.) приводят понятие «управление лошадью», под которым понимается правильное сочетание всадником средств управления — действий шенкелем, поводом, корпусом.
Однако воздействие на объекты живой природы в физической культуре и спорте не ограничивается только животными, но включает специфическое влияние и на организм самого спортсмена, выступающего в качестве как биосоциального, так и социобиологического объекта. Данная ситуация также нашла отражение в специальной терминологии. Авторы упомянутого выше «Толкового словаря» включили в него понятие «управление подготовкой спортсмена», которое трактуется как оптимизация поведения спортсмена, целесообразное развитие его подготовленности, обеспечивающее достижение наивысших спортивных результатов, включающие следующие операции: прогнозирование результатов, моделирование параметров соревновательной деятельности, уровня подготовленности и развития функциональных систем организма, программирование тренировочного процесса, комплексный контроль за уровнем подготовленности, внесение коррекций в систему подготовки;
|
|
физическая культура и спорт относится к сфере социальной жизни, представляя собой неотъемлемый элемент нематериального производства. В связи с этим не вызывает сомнения правомочность использования понятия «управление» применительно к физической культуре и спорту как к отрасли, трактовку которого дают авторы единственного отечественного учебника «Управление физической культурой и спортом» (1987 г.): «Управление физической культурой и спортом представляет собой систему конкретных форм и методов сознательной деятельности, направленной на обеспечение эффективного функционирования и планомерного развития отрасли физической культуры и спорта в целях наиболее полного удовлетворения потребностей советских людей в физическом совершенствовании».
Управлению в физической культуре и спорте свойствен ряд закономерностей, одной из которых является его дифференциация.
Сущность этой закономерности проявляется в следующем: управление, возникнув фактически как управление производством (первой сформировавшейся школой управления была так называемая школа научного управления или школа управления производством. — Примеч. авт.), в процессе своего исторического развития, которое отчетливо прослеживается на примере последовательного формирования и приоритетного влияния на различных временных этапах разнообразных школ управления (школа человеческих отношений, школа поведенческих наук, школа социальных систем и т.п.), все больше и больше внимания уделяет человеческому фактору — управлению людьми, коллективами людей, иными словами — управлению в сфере социальной жизни. Поэтому не случайно, что в рамках управления социальной сферой вообще и управления физической культурой и спортом в частности все большее значение придается менеджменту как одному из специфических видов управления в рамках конкретной физкультурно-спортивной организации, а также маркетингу, зародившемуся как производственно-экономический специфический вид управления спросом на продукт, в первую очередь на товар, и распространившемуся в настоящее время на нетоварную продукцию, к которой относятся и разнообразные социально-культурные (нематериальные) услуги, предоставляемые в сфере физической культуры и спорта.