Понятия «управление» и «менеджмент» в физической культуре и спорте: общее и особенное

Раздел 1

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ

Глава 1

ИСХОДНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРЕДМЕТ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ «МЕНЕДЖМЕНТ В ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ»

ПОНЯТИЯ «УПРАВЛЕНИЕ» И «МЕНЕДЖМЕНТ» В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ

В период формирования в России рыночных отношений наря­ду с привычным понятием «управление» (обществом, отраслью, организацией, персоналом и т.п.) все чаще применяется и дру­гое понятие — «менеджмент».

В настоящее время среди специалистов, по существу, сложи­лось две основных точки зрения на соотношение понятий «управле­ние» и «менеджмент»: одни используют эти понятия как идентич­ные, взаимозаменяемые, иными словами как синонимы; другие придерживаются мнения о том, что понятие «управление» значи­тельно шире понятия «менеджмент». Авторы учебного пособия разделяют именно эту точку зрения и обосновывают ее в данном разделе учебного пособия.

Понятие «управление»

В отечественных энциклопедических изданиях и специальной литературе «управление» в самом общем виде рассматривается как элемент, функция организованных систем различной природы (технических, биологических, социальных), обеспечивающая со­хранение их определенной структуры, поддержание режима дея­тельности, реализацию их программ и целей.

Такое толкование понятия «управление» позволяет выделить его важнейшую особенность, состоящую в том, что оно используется для характеристики специфической управленческой дея­тельности человека в различных сферах — неживой и живой при­роде и социальной жизни.

В физической культуре и спорте правомерно употреблять поня­тие «управление» применительно ко всем названным сферам:

в ряде случаев спортсмен осуществляет воздействие на объек­ты неживой природы, управляя разнообразными, зачастую спе­циальными, транспортными средствами (автомобилем, самоле­том, вертолетом, санями, яхтой и т.д.);

в ряде случаев спортсмен осуществляет воздействие на объек­ты живой природы, заправляя различными животными (лошадь­ми, оленями, собаками и т.д.). Такое положение дел нашло отра­жение в специальной терминологии. Так, авторы «Толкового сло­варя спортивных терминов» (1993 г.) приводят понятие «управле­ние лошадью», под которым понимается правильное сочетание всадником средств управления — действий шенкелем, поводом, корпусом.

Однако воздействие на объекты живой природы в физической культуре и спорте не ограничивается только животными, но вклю­чает специфическое влияние и на организм самого спортсмена, выступающего в качестве как биосоциального, так и социобиологического объекта. Данная ситуация также нашла отражение в специальной терминологии. Авторы упомянутого выше «Толкового словаря» включили в него понятие «управление подготовкой спорт­смена», которое трактуется как оптимизация поведения спорт­смена, целесообразное развитие его подготовленности, обеспе­чивающее достижение наивысших спортивных результатов, вклю­чающие следующие операции: прогнозирование результатов, моделирование параметров соревновательной деятельности, уровня подготовленности и развития функциональных систем организ­ма, программирование тренировочного процесса, комплексный контроль за уровнем подготовленности, внесение коррекций в систему подготовки;

физическая культура и спорт относится к сфере социальной жизни, представляя собой неотъемлемый элемент нематериаль­ного производства. В связи с этим не вызывает сомнения право­мочность использования понятия «управление» применительно к физической культуре и спорту как к отрасли, трактовку которого дают авторы единственного отечественного учебника «Управле­ние физической культурой и спортом» (1987 г.): «Управление фи­зической культурой и спортом представляет собой систему конк­ретных форм и методов сознательной деятельности, направленной на обеспечение эффективного функционирования и планомерного развития отрасли физической культуры и спорта в целях наиболее пол­ного удовлетворения потребностей советских людей в физическом совершенствовании».

Управлению в физической культуре и спорте свойствен ряд закономерностей, одной из которых является его дифференциа­ция.

Сущность этой закономерности проявляется в следующем: управление, возникнув фактически как управление производством (первой сформировавшейся школой управления была так называ­емая школа научного управления или школа управления производством. — Примеч. авт.), в процессе своего исторического развития, которое отчетливо прослеживается на примере последова­тельного формирования и приоритетного влияния на различных временных этапах разнообразных школ управления (школа чело­веческих отношений, школа поведенческих наук, школа соци­альных систем и т.п.), все больше и больше внимания уделяет человеческому фактору — управлению людьми, коллективами людей, иными словами — управлению в сфере социальной жизни. Поэтому не случайно, что в рамках управления социальной сферой вообще и управления физической культурой и спортом в ча­стности все большее значение придается менеджменту как одно­му из специфических видов управления в рамках конкретной физкультурно-спортивной организации, а также маркетингу, заро­дившемуся как производственно-экономический специфический вид управления спросом на продукт, в первую очередь на товар, и распространившемуся в настоящее время на нетоварную про­дукцию, к которой относятся и разнообразные социально-культурные (нематериальные) услуги, предоставляемые в сфере фи­зической культуры и спорта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: