Цель менеджмента в физической культуре и спорте есть желаемое, возможное и необходимое состояние физкультурно-спортивной организации (отрасли), которое должно быть достигнуто. В современной специальной литературе цель менеджмента (управления) нередко обозначается такими терминами, как «политика», «философия», «миссия» физкультурно-спортивной организации (отрасли).
Определение цели является начальным этапом процесса менеджмента в физической культуре и спорте, поскольку он по своему содержанию характеризует целенаправленное, а не стихийное воздействие.
Ход осознания и формулирования цели менеджмента в физической культуре и спорте называют целеполаганием, в процессе которого в соответствии с избранными критериями формируется иерархия целей (производится так называемая «декомпозиция» главной цели), графическое представление взаимосвязей и соподчиненности которых получило название «дерево целей». «Дерево целей» позволяет установить и наглядно представить, с одной стороны, приоритет целей (подцелей) и задач (подзадач) и, с другой стороны, вероятность их достижения с учетом имеющихся ресурсов.
|
|
Целеполагание осуществляется на основе определенных правил, к важнейшим из которых следует отнести следующие: описание конкретной ситуации, требующей вмешательства субъекта менеджмента (управления); формулирование генеральной цели как желаемого результата, а не процесса; декомпозиция (дифференциация) генеральной цели на подцели; исключение постановки альтернативных подцелей; установление для каждой подцели критериев ее достижения; формулирование для объектов менеджмента (управления) подцелей в виде конкретных задач (подзадач) и др.
Для иллюстрации сформулированных выше правил целеполагания приведем извлечения из федеральной целевой программы «Молодежь России (2001—2005 гг.)».
Ситуация. В условиях продолжающегося социального расслоения, отсутствия у молодых граждан равных шансов на получение образования, достойной работы, медицинских, социально-бытовых и других услуг продолжают нарастать негативные тенденции в молодежной среде: ухудшается состояние здоровья молодежи; в среднем в России лишь 10% выпускников школ могут считаться абсолютно здоровыми, а 45—50% имеют серьезные отклонения в физическом и психическом развитии и др.
Основная цель программы — создание и развитие правовых, социально-экономических и организационных условий для самореализации молодежи, духовно-нравственное воспитание молодежи.
Основные задачи программы: создание условий для патриотического и духовно-нравственного воспитания, интеллектуального, творческого и физического развития молодежи...поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений; формирование здорового образа жизни молодого поколения, развитие системы социальных служб и клубов для молодежи и подростков... и др.
|
|
Основные цепи направления программы «Развитие молодежного, детского и семейного отдыха и массового молодежного спорта»: организация работы детских оздоровительно-образовательных учреждений, реализация вариативных программ и проектов организации детского, молодежного и семейного отдыха; поддержка и развитие форм и методов воспитания в молодых людях потребности в физической культуре, спорте; пропаганда здорового образа жизни.
Задачи исполнителям (Министерство образования Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации) и финансовый механизм реализации мероприятий раздела программы «Развитие массового молодежного спорта» на 2001—2003гг.:
реализация молодежных спортивных программ общественных объединений, материально-техническое обеспечение деятельности молодежных спортивных клубов по месту жительства (5,31 млн руб., в том числе 1,38 млн руб. из федерального бюджета);
организация конкурсов проектов и программ по развитию спортивно-массовой работы и физического воспитания (3,48 млн руб. и 0,63 млн руб. соответственно);
организация и проведение всероссийских турниров «Кожаный мяч», «Золотая шайба», «Белая ладья», «Чудо-шашки», «Плетеный мяч», «Снайперы баскетбола», а также соревнований среди юношей по кикбоксингу, среди девушек по мини-футболу, среди молодежи по картингу, спортивных турниров инвалидов среди молодежи (на каждый из названных турниров или соревнований предусмотрено выделение по 4,32 млн руб., в том числе по 0,33 млн руб. из государственного бюджета) и др.
Процесс менеджмента (управления) как взаимодействие субъекта и объекта осуществляется с помощью конкретного механизма.
Механизм менеджмента в физической культуре и спорте представляет собой комплекс форм, методов и средств, обеспечивающий эффективную реализацию целей физкультурно-спортивных организаций, наиболее полное удовлетворение потребностей их работников и потребителей производимых ими социально-культурных услуг.
Процесс менеджмента, осуществляемый с использованием конкретного механизма на основе сформулированной цели, содержательно представляет собой ход реализации системой функций менеджмента.
Функции менеджмента в физической культуре и спорте
Функции менеджмента в физической культуре и спорте представляют собой относительно обособленные направления управленческой деятельности, позволяющие осуществлять управленческое воздействие.
Различают основные и конкретные функции менеджмента (управления).
Основные функции менеджмента являются таковыми по следующим причинам: во-первых, они осуществляются во всех отраслях народнохозяйственного комплекса (отрасли материального и нематериального производства); во-вторых, они реализуются в любой физкультурно-спортивной организации (международной, национальной или территориальной; коммерческой или некоммерческой; малой, средней или крупной и т.п.) и на любом иерархическом уровне менеджмента (руководство высшего, среднего или низшего звена); в-третьих, они инвариантны конкретным функциям, т.е. состав и содержание основных функций менеджмента неизменны, независимы от того, какая конкретная функция менеджмента реализуется; в-четвертых, они обеспечивают управляемость, т.е. достижение цели менеджмента в заданный промежуток времени в условиях ограниченных ресурсов.
В настоящее время специалисты придерживаются различных мнений по вопросу о составе основных функций менеджмента. Наиболее традиционно включение в их состав таких функций, как:
|
|
организация (организовывание), т.е. деятельность по созданию новых и (или) качественному совершенствованию ранее созданных и функционирующих систем любого типа в соответствии с меняющимися внутренними и внешними условиями;
планирование, т. е. деятельность по созданию условий для целенаправленного, динамичного и пропорционального развития объекта менеджмента путем разработки различных планов;
мотивация, т.е. деятельность по созданию системы стимулов, активизирующих и побуждающих сотрудников организации к эффективному труду в соответствии с разработанными планами;
контроль, т. е. деятельность, включающая наблюдение за течением процессов в объекте менеджмента, сравнение величины контролируемого параметра с заданной программой, выявление отклонений от программы, их места, времени, причины и характера;
координация, т.е. деятельность по обеспечению бесперебойности и непрерывности процесса менеджмента, достижения согласованности в работе организаций, подразделений и отдельных исполнителей с помощью установления рациональных связей между ними.
Основные функции менеджмента тесно взаимосвязаны между собой, составляя единый процесс, характеризующий механизм управленческого воздействия.
Конкретные функции менеджмента в физической культуре и спорте представляют собой результат динамично развивающегося разделения управленческого труда.
Конкретные функции управления физической культурой и спортом (как отраслью) могут быть выделены и охарактеризованы по содержанию управленческого воздействия на определенный объект.
По результатам научного анализа и классификации компонентного состава физической культуры и спорта выделены и названы отраслевыми (Переверзин И. И., 1998) такие наиболее существенные конкретные (специфические) функции управления, как физическое воспитание учащейся молодежи; организация физкультурно-спортивной работы с населением (развитие спорта для всех); подготовка высококвалифицированных спортсменов по видам спорта, развитие профессионального спорта; подготовка спортивного резерва; проведение спортивных соревнований и спортивно-зрелищных мероприятий; научное и программно-методическое обеспечение физического воспитания и развития спорта; организация производства спортивных товаров; осуществление международных спортивных связей и др. При этом состав конкретных функций и их приоритеты различаются в зависимости от специфических особенностей физкультурно-спортивных организаций.
|
|
Конкретные функции менеджмента (как «внутрифирменного управления физкультурно-спортивной организацией) могут быть выделены и охарактеризованы по содержанию управленческого воздействия, осуществляемого соответствующим органом (подразделением) или руководителем. Кроме того, конкретные функции менеджмента предполагают наличие специальных методик, инструкций и т.п. нормирующих и регулирующих документов, на основе которых организуется работа соответствующего субъекта управления (управляющей части системы) в соответствии со спецификой объекта управления (управляемой части системы). Существование регламентирующих документов означает, что субъект управления не может действовать произвольно.
Проиллюстрируем охарактеризованное в общем виде понимание конкретных функций менеджмента на следующем примере.
Одной из конкретных функций управления физической культурой и спортом является проведение спортивных соревнований.
Эту конкретную функцию реализуют, как правило, специально создаваемые субъекты — организационные комитеты, судейские коллегии и др.
Важнейшим документом, регламентирующим деятельность судейской коллегии, являются правила спортивных соревнований по конкретному виду спорта.
Официальные Правила баскетбола для мужчин и женщин 2000 г., утвержденные Центральным Бюро ФИВА, содержат следующие правила: «Игра», «Размеры и оборудование», «Судьи, Судьи за столиком и Комиссар: их обязанности», «Команды», «Игровые положения», «Нарушения», «Фолы» и «Общие положения».
Общие и конкретные функции менеджмента в физической культуре и спорте как относительно обособленные направления управленческой деятельности реализуются в практике на основе определенных принципов.