Цель менеджмента в физической культуре и спорте

Цель менеджмента в физической культуре и спорте есть жела­емое, возможное и необходимое состояние физкультурно-спортивной организации (отрасли), которое должно быть достигнуто. В современной специальной литературе цель менеджмента (управ­ления) нередко обозначается такими терминами, как «полити­ка», «философия», «миссия» физкультурно-спортивной органи­зации (отрасли).

Определение цели является начальным этапом процесса ме­неджмента в физической культуре и спорте, поскольку он по сво­ему содержанию характеризует целенаправленное, а не стихий­ное воздействие.

Ход осознания и формулирования цели менеджмента в физи­ческой культуре и спорте называют целеполаганием, в процессе которого в соответствии с избранными критериями формируется иерархия целей (производится так называемая «декомпозиция» главной цели), графическое представление взаимосвязей и соподчиненности которых получило название «дерево целей». «Дерево целей» позволяет установить и наглядно представить, с одной стороны, приоритет целей (подцелей) и задач (подзадач) и, с другой стороны, вероятность их достижения с учетом имею­щихся ресурсов.

Целеполагание осуществляется на основе определенных пра­вил, к важнейшим из которых следует отнести следующие: описа­ние конкретной ситуации, требующей вмешательства субъекта менеджмента (управления); формулирование генеральной цели как желаемого результата, а не процесса; декомпозиция (дифферен­циация) генеральной цели на подцели; исключение постановки альтернативных подцелей; установление для каждой подцели критериев ее достижения; формулирование для объектов менеджмен­та (управления) подцелей в виде конкретных задач (подзадач) и др.

Для иллюстрации сформулированных выше правил целеполагания приведем извлечения из федеральной целевой программы «Мо­лодежь России (2001—2005 гг.)».

Ситуация. В условиях продолжающегося социального расслое­ния, отсутствия у молодых граждан равных шансов на получение образования, достойной работы, медицинских, социально-бытовых и других услуг продолжают нарастать негативные тенденции в моло­дежной среде: ухудшается состояние здоровья молодежи; в сред­нем в России лишь 10% выпускников школ могут считаться абсолют­но здоровыми, а 45—50% имеют серьезные отклонения в физиче­ском и психическом развитии и др.

Основная цель программы — создание и развитие правовых, со­циально-экономических и организационных условий для самореали­зации молодежи, духовно-нравственное воспитание молодежи.

Основные задачи программы: создание условий для патриоти­ческого и духовно-нравственного воспитания, интеллектуального, творческого и физического развития молодежи...поддержка дея­тельности молодежных и детских общественных объединений; фор­мирование здорового образа жизни молодого поколения, развитие системы социальных служб и клубов для молодежи и подрост­ков... и др.

Основные цепи направления программы «Развитие молодежно­го, детского и семейного отдыха и массового молодежного спорта»: организация работы детских оздоровительно-образовательных уч­реждений, реализация вариативных программ и проектов организа­ции детского, молодежного и семейного отдыха; поддержка и развитие форм и методов воспитания в молодых людях потребно­сти в физической культуре, спорте; пропаганда здорового образа жизни.

Задачи исполнителям (Министерство образования Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации) и финансовый механизм реализации мероприятий раз­дела программы «Развитие массового молодежного спорта» на 2001—2003гг.:

реализация молодежных спортивных программ общественных объединений, материально-техническое обеспечение деятельности молодежных спортивных клубов по месту жительства (5,31 млн руб., в том числе 1,38 млн руб. из федерального бюджета);

организация конкурсов проектов и программ по развитию спортив­но-массовой работы и физического воспитания (3,48 млн руб. и 0,63 млн руб. соответственно);

организация и проведение всероссийских турниров «Кожаный мяч», «Золотая шайба», «Белая ладья», «Чудо-шашки», «Плетеный мяч», «Снайперы баскетбола», а также соревнований среди юношей по кикбоксингу, среди девушек по мини-футболу, среди молодежи по картингу, спортивных турниров инвалидов среди молодежи (на каждый из названных турниров или соревнований предусмотрено выделение по 4,32 млн руб., в том числе по 0,33 млн руб. из государственного бюджета) и др.

Процесс менеджмента (управления) как взаимодействие субъекта и объекта осуществляется с помощью конкретного механизма.

Механизм менеджмента в физической культуре и спорте представляет собой комплекс форм, методов и средств, обеспечивающий эффективную реализацию целей физкультурно-спортивных орга­низаций, наиболее полное удовлетворение потребностей их работ­ников и потребителей производимых ими социально-культурных услуг.

Процесс менеджмента, осуществляемый с использованием конкретного механизма на основе сформули­рованной цели, содержательно представляет собой ход реализа­ции системой функций менеджмента.

Функции менеджмента в физической культуре и спорте

Функции менеджмента в физической культуре и спорте пред­ставляют собой относительно обособленные направления управлен­ческой деятельности, позволяющие осуществлять управленческое воздействие.

Различают основные и конкретные функции менеджмента (уп­равления).

Основные функции менеджмента являются таковыми по сле­дующим причинам: во-первых, они осуществляются во всех от­раслях народнохозяйственного комплекса (отрасли материаль­ного и нематериального производства); во-вторых, они реали­зуются в любой физкультурно-спортивной организации (меж­дународной, национальной или территориальной; коммерческой или некоммерческой; малой, средней или крупной и т.п.) и на любом иерархическом уровне менеджмента (руководство выс­шего, среднего или низшего звена); в-третьих, они инвариантны конкретным функциям, т.е. состав и содержание основных функ­ций менеджмента неизменны, независимы от того, какая кон­кретная функция менеджмента реализуется; в-четвертых, они обеспечивают управляемость, т.е. достижение цели менеджмента в заданный промежуток времени в условиях ограниченных ре­сурсов.

В настоящее время специалисты придерживаются различных мнений по вопросу о составе основных функций менеджмента. Наиболее традиционно включение в их состав таких функций, как:

организация (организовывание), т.е. деятельность по созданию новых и (или) качественному совершенствованию ранее создан­ных и функционирующих систем любого типа в соответствии с меняющимися внутренними и внешними условиями;

планирование, т. е. деятельность по созданию условий для целе­направленного, динамичного и пропорционального развития объекта менеджмента путем разработки различных планов;

мотивация, т.е. деятельность по созданию системы стимулов, активизирующих и побуждающих сотрудников организации к эффективному труду в соответствии с разработанными планами;

контроль, т. е. деятельность, включающая наблюдение за течением процессов в объекте менеджмента, сравнение величины контролируемого параметра с заданной программой, выявление отклонений от программы, их места, времени, причины и характера;

координация, т.е. деятельность по обеспечению бесперебойности и непрерывности процесса менеджмента, достижения согласованности в работе организаций, подразделений и отдельных исполнителей с помощью установления рациональных связей между ними.

Основные функции менеджмента тесно взаимосвязаны между собой, составляя единый процесс, характеризующий механизм управленческого воздействия.

Конкретные функции менеджмента в физической культуре и спорте представляют собой результат динамично развивающегося разделения управленческого труда.

Конкретные функции управления физической культурой и спортом (как отраслью) могут быть выделены и охарактеризова­ны по содержанию управленческого воздействия на определенный объект.

По результатам научного анализа и классификации компонент­ного состава физической культуры и спорта выделены и названы отраслевыми (Переверзин И. И., 1998) такие наиболее существен­ные конкретные (специфические) функции управления, как физиче­ское воспитание учащейся молодежи; организация физкультурно-спортивной работы с населением (развитие спорта для всех); под­готовка высококвалифицированных спортсменов по видам спорта, развитие профессионального спорта; подготовка спортивного ре­зерва; проведение спортивных соревнований и спортивно-зрелищ­ных мероприятий; научное и программно-методическое обеспече­ние физического воспитания и развития спорта; организация про­изводства спортивных товаров; осуществление международных спортивных связей и др. При этом состав конкретных функций и их приоритеты различаются в зависимости от специфических особен­ностей физкультурно-спортивных организаций.

Конкретные функции менеджмента (как «внутрифирменного управления физкультурно-спортивной организацией) могут быть выделены и охарактеризованы по содержанию управленческого воздействия, осуществляемого соответствующим органом (подразделением) или руководителем. Кроме того, конкретные функции менеджмента предполагают наличие специальных методик, инструкций и т.п. нормирующих и регулирующих документов, на основе которых организуется работа соответ­ствующего субъекта управления (управляющей части системы) в соответствии со спецификой объекта управления (управляе­мой части системы). Существование регламентирующих доку­ментов означает, что субъект управления не может действовать произвольно.

Проиллюстрируем охарактеризованное в общем виде понимание конкретных функций менеджмента на следующем примере.

Одной из конкретных функций управления физической культурой и спортом является проведение спортивных соревнований.

Эту конкретную функцию реализуют, как правило, специально создаваемые субъекты — организационные комитеты, судейские кол­легии и др.

Важнейшим документом, регламентирующим деятельность судей­ской коллегии, являются правила спортивных соревнований по кон­кретному виду спорта.

Официальные Правила баскетбола для мужчин и женщин 2000 г., утвержденные Центральным Бюро ФИВА, содержат следующие пра­вила: «Игра», «Размеры и оборудование», «Судьи, Судьи за столи­ком и Комиссар: их обязанности», «Команды», «Игровые положения», «Нарушения», «Фолы» и «Общие положения».

Общие и конкретные функции менеджмента в физической куль­туре и спорте как относительно обособленные направления уп­равленческой деятельности реализуются в практике на основе определенных принципов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: