Краткий обзор литературы по проблеме эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста

Содержание

1. Краткий обзор литературы по проблеме эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста......................................................................3

2. Организация диагностики эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста.................................................................................9

3. Общие результаты диагностики эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста................................................................................................11

4. Разработка, подготовка и проведение игровой терапии с эмоционально неблагополучными детьми.......................................................................................17

5. Результаты повторной диагностики эмоционального состояния детей — участников игровой терапии................................................................................24

Выводы................................................................................................................

Список литературы.............................................................................................

Приложения........................................................................................................

Краткий обзор литературы по проблеме эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст, как писал А.Н.Леонтьев, это "период первоначального фактического склада личности". Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание [2].

Для дошкольного детства характерна в целом эмоциональная уравновешенность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Этот новый, относительно стабильный, эмоциональный фон определяет динамика представлений ребенка - более свободная и мягкая по сравнению с аффективно окрашенными процессами восприятия в раннем детстве.

Б.М. Теплов, Т.Д. Марцинковская выделяют четыре показателя развития эмоциональной сферы: эмоциональная устойчивость, лабильность, пластичность, эмоциональность и эмотивность. В дошкольном детстве развитие эмоциональной сферы происходит по всем четырем показателям.

Эмоциональная устойчивость развивается на протяжении дошкольного детства, по мере формирования сложных эмоций и образования функции эмоционального отражения, осмысления и управления деятельностью. Все эмоциональные процессы становятся более уравновешенными. В случае сохранения эмоциональной неустойчивости к старшему дошкольному возрасту можно говорить о неблагополучии эмоциональной сферы ребенка. Но эмоциональная жизнь ребенка остается насыщенной, интенсивной.

Эмоциональная лабильность проявляется в раннем возрасте, а к 5 — 6 годам она снижается, эмоции становятся более пластичными. Т.Д. Марцинковская говорит о том, что отсутствие пластичности эмоций в старшем дошкольном возрасте, а также фиксация на отрицательных эмоциях являются показателями отклонения в развитии эмоциональной сферы ребенка [7].

Эмоциональность и эмотивность. По мнению В.Д. Небылицина и А.Е. Ольшаниковой, к старшему дошкольному возрасту ребенком осваиваются экспрессивные формы выражения эмоций - интонация, мимика, пантомимика. Овладение этими выразительными средствами, помогает ребенку глубже осознать переживания другого. А.Е. Ольшанникова отмечает, что у детей с низким уровнем эмотивности наблюдается снижение эмоциональной чувствительности к позитивным эмоциогенным ситуациям, слабовыраженная мимика, сдержанность в общении, в движениях, спокойствие, эмоциональная холодность. В отличие от этого, высокоэмотивные дети отличаются ярко выраженной мимической активностью, динамичностью, коммуникативностью, экспрессивностью, пластичностью при выражении радости, обиды или неудовольствия [8].

Говоря о развитии эмоций в дошкольном детстве, Г.А.Вартанян и Е.С. Петров отмечают, что основные изменения в эмоциональной сфере у детей на этапе дошкольного детства обусловлены установлением иерархии мотивов, появлением новых интересов и потребностей [12].

Огромное влияние на эмоциональную сферу оказывает развитие познавательной деятельности. Ребенок познает окружающий мир, расширяя его границы в своем сознании. Интенсивное развитие любознательности способствует развитию удивления, радости открытий. Чувства ребенка-дошкольника постепенно теряют импульсивность, становятся более глубокими по смысловому содержанию.

На протяжении дошкольного детства особенности эмоций проявляются вследствие изменения общего характера деятельности ребенка и усложнения его отношений с окружающим миром. Все, во что включается дошкольник - игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе, помощь маме в домашних делах и т.д., - должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро надоест. Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что ему неинтересно.

Изменяется роль эмоций в деятельности дошкольника. Если в младшем дошкольном возрасте основным ориентиром для него являлась оценка взрослого, то теперь он может испытывать радость, предвидя положительный результат своей деятельности и хорошее настроение окружающих.

А. В. Запорожец и Я. 3. Неверович пишут о том, что у дошкольников появляется ожидание (предвосхищение) тех или иных эмоций, что оказывает существенное влияние на мотивацию их поведения и деятельности, внося коррективы в их планы. Эта коррекция основывается «на эмоциональном предвосхищении, предчувствии мыслимой, представляемой ситуации, которая может возникнуть в более или менее отдаленном будущем в результате предпринимаемых ребенком действий и оценки значения их последствий для себя самого, окружающих людей» [10, с. 124].

Г.А. Широкова отмечает, что в возрасте 4-5 лет у ребенка начинает формироваться чувство долга. Моральное сознание, являясь основанием этого чувства, способствует пониманию ребенком предъявляемых ему требований, которые он соотносит со своими поступками и поступками окружающих сверстников и взрослых. Ребенок начинает понимать, что его поступки имеют свои последствия, и в связи с этим учится разбираться в том, что приемлемо и неприемлемо во взаимодействии с людьми. Эмоционально предвосхищая последствия своего поведения, ребенок уже заранее знает, хорошо или дурно он собирается поступить. Если он предвидит результат, не отвечающий принятым нормам воспитания, возможное наказание, у него возникает тревожность - эмоциональное состояние, способное затормозить нежелательные для окружающих действия [14].

В дошкольном возрасте происходит активное формирование детского самолюбия и самоутверждения. Ребенок начинает претендовать на уважение, лидерство и внимание со стороны окружающих. Все эти стремления имеют эмоциональный фон и нередко сопровождаются отрицательными проявлениями в виде упрямства или капризов. Наиболее ярко желание самоутвердиться проявляется в играх, где притязания на главные роли особенно заметны.

Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми к старшему дошкольному возрасту приобретают все большую значимость. К 6 годам дети уже нормально взаимодействуют с окружающими людьми, становятся более заботливыми и внимательными, проявляют готовность сотрудничать с ровесниками.

В дошкольном возрасте постепенно развивается умение определять эмоциональное состояние других людей. Большая часть детей старшего дошкольного возраста может определять эмоции другого человека по его речи. Манеров считает, что задержка в развитии этого умения происходит у детей из неблагополучных семей, когда у ребенка формируются стабильные отрицательные эмоциональные переживания (тревога, чувство неполноценности). Очевидно, это приводит к снижению контактов в общении и, как следствие, к недостаточному опыту в восприятии эмоций других. У этих детей недостаточно развита и эмпатия.

По данным Л. Небжидовского, в старшем дошкольном возрасте завязываются дружеские отношения между детьми, хотя ясного понимания дружбы еще нет. Тем не менее с друзьями и чужими людьми дошкольники ведут себя по-разному, а некоторые 4 – и 5-летние дети способны поддерживать тесные, основанные на взаимной заботе отношения в течение долгого времени. Они еще не способны выразить словами, что такое дружба, но придерживаются правил, соответствующих дружеским взаимоотношениям.

Настроение ребенка во многом зависит от взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. По мнению Левис Ш.К. Ребенок испытывает эмоциональное благополучие, если взрослые внимательны к нему, уважают его как личность. В этом случае проявляются и закрепляются положительные качества ребенка, доброжелательное отношение к другим людям. Если взрослые приносят ребенку огорчения, то он остро переживает чувство неудовлетворения, перенося, в свою очередь, на окружающих его людей, свои игрушки негативное отношение. Чем младше дошкольник, тем в больше степени слиты характеристики объекта и характеристики субъективного переживания [6].

С развитием эмоциональной сферы дошкольника постепенно происходит отделение субъективного отношения от объекта переживаний. Развитие эмоций, чувств ребенка связано с определенными социальными ситуациями. Нарушение привычной ситуации (изменение режима, уклада жизни ребенка) может привести к появлению аффективных реакций, а также страха. Неудовлетворение (подавление) новых потребностей у ребенка в кризисный период может вызвать состояние фрустрации. Фрустрация проявляется как агрессия (гнев, ярость, стремление напасть на противника) или депрессия (пассивное состояние). Когда ребенок начинает рисовать себя в трудных ситуациях или просто рисует страшные сны, это сигнал о неблагополучном эмоциональном состоянии [1]. В этом случае говорят об эмоциональной напряженности, как проявлении в повседневном поведении симптомов эмоциональной возбудимости, эмоциональной заторможенности или ситуативной реактивности как негативных показателей эмоционального развития ребенка. Эмоции являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.

Эмоциональное неблагополучие ребенка проявляется в следующих симптомах: высокий уровень тревожности, подавленность, плохое настроение, растерянность, ребенок почти не улыбается или делает это заискивающе, голова и плечи опущены, выражение лица грустное или индифферентное, проблемы в общении и установлении контакта, ребенок часто плачет, легко обижается, иногда без видимой причины, много времени проводит один, ничем не интересуется.

Эмоционально неблагополучные, особенно высокотревожные дети обычно очень не уверенные в себе, обладают неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в детском саду, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей - не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Они стараются произвести на окружающих хорошее впечатление и твердо знают, как надо себя вести, чтобы не было проблем и замечаний. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер - ребенок делает все, чтобы избежать неудачи. Такие дети быстро устают, утомляются, им трудно переключиться на другую деятельность. Это происходит из-за постоянного напряжения.

Тревожные дети испытывают повышенную ответственность за все происходящее, они склонны винить себя во всех неприятностях, случающихся с их близкими. Даже если внешне это никак не проявляется, это прорывается в беседе. Реакция психологической защиты на эмоциональное неблагополучие может проявляться в виде агрессии, направленной на других. Маска агрессии тщательно скрывает тревогу не только от окружающих, но и от самого ребенка. Тем не менее, в глубине души у них - все та же тревожность, растерянность и неуверенность, отсутствие твердой опоры [8].

Реакция психологической защиты выражается в отказе от общения и избежания лиц, от которых исходит “угроза”. Такой ребенок одинок, замкнут, малоактивен. Возможен также вариант, когда ребенок находит психологическую защиту “уходя в мир фантазий”. В фантазиях ребенок разрешает свои неразрешимые конфликты, в мечтах находит удовлетворение его невоплощенные потребности. Отрыв от реальности в самом содержании невротических фантазий, которые не имеют ничегог общего с фактическими возможностями и способностями, перспективами развития ребенка. Такие дети мечтают вовсе не о том, к чему действительно лежит у них душа, в чем они на самом деле могли бы проявить себя [8].

Таким образом, дошкольный период является особым этапом развития эмоциональной сферы, поскольку в этот период оформляются важнейшие эмоциональные новообразования: переживания становятся более глубокими, осознанными, обобщёнными, дифференцированными, усложняется их предметное содержание, формируется устойчивая система эмоциональных отношений, появляется способность к сопереживанию другому человеку, совершенствуется способность к распознаванию эмоций, усложняются речевые характеристики переживаний, начинает функционировать механизм эмоционального предвосхищения как способность прогнозировать чувства окружающих при ожидаемых событиях, возникает эмоциональная коррекция поведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: