Методические указания. Совокупность правовых норм, регулирующих отношения по материальному обеспечению из государственных внебюджетных фондов специального назначения или за счет

Совокупность правовых норм, регулирующих отношения по материальному обеспечению из государственных внебюджетных фондов специального назначения или за счет средств федерального и местных бюджетов лиц, достигших пенсионного возраста, инвалидов, безработных, семей с детьми и других социально слабых групп населения, по оказанию бесплатной медицинской помощи в рамках базовых программ обязательного медицинского страхования, по бесплатному социальному обслуживанию в пределах государственных стандартов и некоторые другие отношения, образуют предмет самостоятельной отрасли права - права социального обеспечения. Впервые мысль о том, что право социального обеспечения является самостоятельной отраслью права, высказал В.С. Андреев на Симпозиуме по социальному обеспечению в Праге в 1966 году. Он предложил относить к предмету права социального обеспечения те отношения, которые соответствуют следующим признакам: а) одним из субъектов этих отношений является гражданин, другим – государство в лице его органов управления; б) отношения между субъектами носят «алиментарный» характер, причем обязанным представлять соответствующий вид социального обеспечения выступает государство; в) посредством этих отношений обеспечение осуществляется за счет фондов для нетрудоспособных, средств, ассигнуемых на просвещение и здравоохранение. Если конкретное отношение не отвечает указанным требованиям, то его не следует включать в предмет права социального обеспечения. Названные признаки сохраняют свою значимость и в современный период. С учетом новых социально-экономических условий, изменений механизмов финансирования, появление новых социальных опасностей и других факторов они в несколько преобразованном виде по-прежнему могут и должны служить главным ориентиром при характеристике предмета права социального обеспечения.

Объектом социально-обеспечительных отношений является материальное социальное благо. Таким образом в предмет права социального обеспечения входят: а) материально социально-обеспечительные отношения в денежной форме (пенсии, пособия, компенсационные выплаты, субсидии, страховые выплаты, пожизненное содержание; б) материально социально-обеспечительные отношения в натуральной форме (социальные услуги, медицинская помощь и лечение, предоставление лекарств, льгот и преимуществ); в) процедурные социально-обеспечительные отношения, в ходе функционирования которых устанавливаются юридические факты и ли фактические составы, имеющие значение для реализации права граждан на какой-либо вид социального обеспечения. Данные отношения предшествуют двум вышеназнаванным материальным социально-обеспечительным отношениям либо сопутствуют им; г) процессуальные социально-обеспечительные отношения связаны с защитой права граждан на соответствующий вид социального обеспечения. Такие отношения сопутствуют материальным социально-обеспечительным и процедурным отношениям либо вытекают из них.

Метод правового регулирования 40-х годов признается отечественной наукой вторым необходимым критерием для разграничения отраслей права. Каждая группа отношений, образующих предмет отрасли права, требует специфических средств нормативно-правовой регламентации, которое реализуется в методе. Специфика метода проявляется в его элементах: правовом положении субъектов правоотношений; особенностях юридических фактов, порождающих, изменяющих и прекращающих правоотношения по социальному обеспечению, мерах ответственности и способах защиты нарушенного права. Сочетание указанных элементов предопределяется спецификой материальных отношений, входящих в предмет ПСО. В зависимости от их сочетания могут преобладать императивный или диспозитивный способы правового регулирования. Большинство норм в праве социального обеспечения являются диспозитивными.

Под методом правового регулирования общественных отношений той или иной отрасли права понимается совокупность приемов и способов, используемых законодателем в целях наиболее оптимального их регулирования. Студентам необходимо уяснить, что право социального обеспечения относится к числу публичных отраслей, поскольку отношения по социальному обеспечению распределительный характер, в связи с чем законодатель использует главным образом, императивный способ их правового регулирования. Во-вторых, специфика приемов регулирования обусловлена тем, что Россия – федеративное государство и регулирование отношений в сфере социального обеспечения отнесено Конституцией РФ к совместной компетенции федерации и ее субъектов. Реализация этой компетенции выражается в сочетании централизованного с региональным муниципальным способом способами установления прав и обязанностей субъектов. По мере экономической стабилизации все большее распространение получает в последе время локальное нормативное регулирование. В-третьих, в приемах правового регулирования находят отражение такие признаки, которые характерны только для этой отрасли права (особое правовое положение сторон правоотношений, которое характеризуется их автономностью; специфика юридических фактов, влекущих возникновение, изменение и прекращение правоотношений по социальному обеспечению; абсолютный характер прав граждан как субъектов правоотношения; специфика санкций, обеспечивающих исполнение обязанностей субъектов, и способа защиты нарушенного права.

Современной наукой системность рассматривается в качестве одного из фундаментальных свойств объективного мира. Как метод научного познания, системный подход включает в себя ряд взаимосвязанных аспектов изучения объекта (компонентный, структурный, функциональный), которые позволяют в совокупности дать более глубокое представление о системе в целом.

Система права социального обеспечения как отрасли – это научно обоснованная классификация ее правовых норм. Нужно показать к какому критерию одни из них включаются в Общую часть, а другие в Особенную; назвать основные институты. Сравнить систему науки с системой отрасли, показав комплексный характер многих институтов отрасли, так и науки.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1.Раскройте понятие права социального обеспечения

2. Какие общественные отношения составляют предмет права социального обеспечения?

3. Что включает в себя Общая часть права социального обеспечения?

4. Что входит в Особенную часть права социального обеспечения?

5. Что понимается под метом права социального обеспечения?

6. Какие основные черты характерны для метода права социального обеспечения?

7. Что понимается под системой права социального обеспечения?

2.2. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

2.2.1. Предмет права социального обеспечения составляют следующие общественные отношения:

а) материальные отношения

б) процедурные отношения

в) процессуальные отношения

г) финансовые отношения

д) административные отношения

2.2.2. Методу права социального обеспечения характерно следующее:

а) установление прав и обязанностей субъектов права социального обеспечения

б) регулирование взаимоотношений субъектов правоотношений по социальному обеспечению

в) установление способов обеспечения исполнения прав и обязанностей субъектов права социального обеспечения

г) порядок установления прав и обязанностей всех участников социального обеспечения

2.2.3. Из каких правовых норм состоит Особенная часть права социального обеспечения:

а) норм, регулирующих трудовой стаж

б) норм, регулирующих предоставление пособий и компенсационных выплат

в) норм, регулирующих представление пенсий

г) норм, регулирующих предоставление социальных услуг

д) норм, регулирующих предоставление государственной социальной помощи

е) нормы-принципы

з) нормы, регулирующие отношения по социальному обеспечению

2.2.4. Что включает в себя Общая часть права социального обеспечения?

а ) нормы, устанавливающие и закрепляющие права человека и гражданина в сфере социального обеспечения

б) нормы принципы

в) норм, регулирующих трудовой стаж

г) нормы, регулирующие финансовые отношения в области социального обеспечения

д) норм, регулирующих предоставление пособий, семьям, имеющих детей

2.2.5. Укажите, идентичны ли дефиниции права социального обеспечения и социального обеспечения?

а ) они идентичные

б) это разные понятия

2. РЕШЕНИЕ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ:

2.2.1. Бутков, достигший возраста 60 лет и имеющий 35 лет страхового стажа, последние пять лет нигде не работал. Есть ли у него право на трудовую пенсию по старости? Какими правовыми нормами (диспозитивными или императивными) будут регулироваться пенсионные отношения?

2.2.2. У Комаровых, работников моторного завода, родился сын. У родителей возник вопрос: какие полагаются выплаты в связи с рождением ребенка? Куда им необходимо обратиться? Входят ли в предмет права социального обеспечения отношения, связанные с предоставление им выплат на ребенка?

2.3.3. Попова была уволена с работы по сокращению штатов. Она обратилась в орган службы занятости по месту жительства. Так как подходящей работы не оказалось, ей предложили оформиться безработной. Будет ли она получать какие-либо выплаты в период пребывания в качестве безработной?
2.3.4. Самойлов самостоятельно заключил договор о добровольном пенсионном обеспечении с негосударстенным (НПФ) и ежемесячно вносил платежи через сбербанк. В текущем годку он достиг пенсионного возраста и уволился с работы. Через месяц после увольнения с работы он обратился в НПФ по поводу выплаты ему пенсии. Входят ли данные пенсионные отношения в предмет права социального обеспечения?

3.3.5. Иванов после работы почувствовал себя плохо и обратился в поликлинику по месту жительства. В ходе обследования выяснилось, что у него воспаление легких и направили в стационар городской больницы. Входят ли отношения по оказанию медицинской помощи и лечение в предмет права социального обеспечения?

Тема 3. Принципы права социального обеспечения

ПЛАН

1.Понятие и общая характеристика принципов права социального обеспечения

2.Содержание каждого из принципов:

а) всеобщность социального обеспечения

б) осуществление социального обеспечения за счет страховых платежей и средств госбюджета

в) гарантированность социальной помощи во всех случаях, когда гражданин нуждается в ней

г) гарантированность уровня социального обеспечения не ниже прожиточного минимума

д) дифференциация видов, условий и уровня социального обеспечения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: