Рекомендации. 1. Каждому обучающемуся важно осознать преимущества технологической организации своей познавательной

1. Каждому обучающемуся важно осознать преимущества технологической организации своей познавательной, практической, исследовательской и иной деятельности.

2. Все составляющие теоретического и практического разделов технологической карты (перечень вопросов) обеспечиваются комплектами специальных карточек аттестации с разным уровнем сложности и трудности включенных в них теоретических вопросов, задач, заданий и т.д. Желательно, чтобы количество карточек в каждом комплекте соответствовало количеству обучающихся в группе (классе).

3. В технологической карте могут быть представлены названия параграфов (пунктов), глав, разделов учебника. Далее происходит последовательное изучение их с использованием предлагаемых (в данном пособии) процедур:

от анализа учебного материала к выявлению инвариантных составляющих, основных положений и основных моментов текста;

от выявленной в процессе анализа информации к ее синтезу и обобщению, формированию некой «новой» целостности;

от систематизированной и обобщенной выявленной информации к разработке концептуальной модели системы изученного (усвоенного) содержания обучения;

от изучения объекта (учебного материала) в его исходном «статическом» состоянии к изучению, исследованию, прогнозированию и т.д. состояния и основных характеристик объекта в новых условиях и под воздействием различных факторов;

от выявленной при таком изучении информации к разработке концептуальной модели системы рассматриваемого объекта (учебного материала) в его «динамическом» состоянии.

В этом случае можно говорить о возможности более целостного познания изучаемого объекта.

4. При использовании подобных технологических карт самостоятельной работы обучающегося рекомендуется назначать срок повторной аттестации того или иного вопроса не более одной недели. Практика показала, что увеличение срока повторной аттестации приводит к накоплению «задолженностей»

обучающихся и создает серьезные проблемы их ликвидации.

5. Рекомендуется обеспечить свободный доступ к комплектам разноуровневых вопросов, задач, упражнений и т.д. В отдельных случаях рекомендуется также сложные задачи и задания делить (как минимум) на три уровня. Тогда есть возможность оценивать достигнутый уровень их решения. Традиционно ставиться неудовлетворительная оценка в случае, если не получен заданный ответ, без учета достигнутых этапов решения сложной задачи.

6. Технологические карты исследовательской работы могут быть размещены в соответствующем журнале исследования обучающегося в виде развернутого плана работ, но с учетом их оценки.

7. Дидактическую игру «Самостоятельная работа обучающегося с элементами самоуправления» и предложенный инструментарий организации самостоятельной работы следует воспринимать как иллюстрацию нашего опыта при осуществлении технологии обучения на основе системного подхода и как приглашение к творческому поиску путей повышения эффективности и качества обучения.

Литература

4.1. Педагогика: Учебник / Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640 с.

4.2. Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. – М.: Республика, 2001. – 720 с.

4.3. Формирование системного мышления в обучении: Учебное пособие для вузов / Под ред. З.А.Решетовой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 344 с.

4.4. Сарыбеков М.Н., Сыдыкназаров М.К. Словарь науки. Общенаучные термины и определения, науковедческие понятия и категории: Учебное пособие. – Алматы: Триумф «Т», 2008. – 504 с.

4.5. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю.Шведовой. – М.: Русский язык, 1989. – 750 с.

4.6. Золотая книга педагога / Е.С.Рапацевич; под ред. А.П.Астахова. – Минск: Современная школа, 2010. – 720 с.

4.7. Галиев Т.Т. Опережающее обучение на основе

системного подхода: Учебно-методическое пособие. – Астана: Изд-во НЦОКО МОН РК, 2011. – 316 с.

4.8.Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 272 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: