В средней школе каждый учитель (как и каждый ученик) самостоятельно выбирает определенный вид деятельности и действий, представленных на рис.2.4.2.
Объект
изучения
Компо-
ненты
|
Анализ. Синтез
(литература,
понятия,
компоненты
иное)
|
Проблемы
(выявление,
формулиро-
вание,
поиск реше-
ния, иное)
|
Практика
(задачи,
упражнения
задания, лаб. работы)
|
Концептуальная модель системы изучаемого объекта. Иные результаты. Рефлексия
|
Специаль-
ные вопросы:
условия,
факторы и т.д.
|
Рис.2.4.3. Системное структурирование, изучение
и представление (в свернутой форме)информации
о рассматриваемом объекте
Анализ.
Синтез.
Моделирова-
ние
|
Проблемы и проблемные ситуации.
|
Специальные
вопросы:
условия;
влияющие факторы;
иное.
|
Исследова-ние:
учебное;
поисковое;
научное;
иное.
|
Обобщение
Практика
Опыт (рефлексия)
Рис.1 Системно-историческое структурирование, изучение и представление (в свернутой форме) информации
о рассматриваемом объекте
Сценарий обучения учеников 2-го класса системному структурирования, изучению и представления информации
в свернутой форме. Тема: жизнь растений.
Рассмотрим пример составления структуры изучения темы «Жизнь растений» учебника «Познание мира» для 2 класса.
Ситуация 1. В случае если предлагаемый метод структурирования используется впервые, детям показывается общая модель структуры (рис.1) и дается пояснение общих правил ее формирования.
Анализ. Синтез.
| Основное содержание изучаемого материала
| Практика
|
Условия
| Опыт
|
Влияющие факторы
| Творчество
|
Исследование
| Иное
|
Проблемы
| Новые знания
|
Рис.1. Общая модель структурирования изучаемой информации
об изучаемом объекте
Ситуация 2. Учитывая знание детьми общих правил формирования структуры изучаемого вопроса (темы), дается задание на выполнение этих действий.
Рекомендуемый порядок действий:
1. В средней части структуры последовательно пишутся названия всех пунктов темы «Жизнь растений» (рис.6).
2. Для некоторых пунктов делаются необходимые пояснения. Например, слово «стебель» дополняется словами: листья, цветы, плоды и семена.
3. В случае если на листе не хватает места, к нему подклеивается еще один лист бумаги.
4. После заполнения средней части структуры делаются необходимые записи в отдельных ячейках, расположенных слева и справа от средней части. При этом дети отвечают на вопросы, относящиеся к каждой ячейке структуры. Структура, которая располагается на классной доске (чтобы ее видели все дети) может быть изготовлена с ячейками в виде карманов, сделанных из прозрачного материала (например, из прочной полиэтиленовой пленки).
В ячейке, называемой «Анализ», дети отвечают на вопросы «Что следует анализировать?». При этом ученики должны знать, что анализ – это деление общего на части и изучение каждой части в отдельности. В данном разделе предлагаемого структурирования учебной информации осуществляется также анализ основных понятий соответствующей темы и иной, относящейся к данной теме информации.
Действия, которые необходимо осуществить для анализа объектов, дети, в первую очередь, должны найти в тексте пункта или темы в целом. Объект – это вещь, явление, процесс и т.д. или все то, на что обращено наше внимание.
В ячейке, называемой «Влияющие факторы», формулируются ответы на вопрос «Что влияет или может оказать «хорошее» (положительное) или «плохое» (отрицательное) влияние на рассматриваемый объект». Фактор – это явление, которое может оказать или оказывается определенное воздействие на рассматриваемый объект.
Например, в пункте «Листья» темы «Жизнь растений» указано на то, что чистые листья легче поглощают углекислый газ и выделяют необходимый нам кислород. Чистые листья способствуют также быстрому испарению влаги. Следовательно, влияющим фактором в данном случае является пыль, которая оседает на листьях. Примером «хорошего» фактора может быть дождь, который смывает пыль с листьев.
В ячейке, называемой «Проблемы», записываются имеющие место, возникающие или возможные проблемы, относящиеся к рассматриваемому объекту или его окружающей среде. Окружающая среда – это все то, что окружает рассматриваемый объект, с чем данный объект взаимодействует. Например, для листьев окружающей средой является воздух, а точнее его составляющие: кислород и углекислый газ.
В ячейке, называемой «Исследование», собирается информация, отражающая учебно-поисковую, учебно -исследовательскую, а также экспериментальную деятельность детей. Например, детям предлагается: собрать листья разных
растений и сделать их описание; сравнить комнатные растения и показать их разницу, посадить семя какого-либо растения и осуществить наблюдение за его ростом, а также описание этого процесса в специальном журнале и т.д.
В ячейке, называемой «Практика», записывается информация о том, как полученные знания используются на практике, например, при решении различных задач, выполнении заданий, решении проблем и т.д.
Ячейка, называемая «Синтез и обобщение», заполняется в конце изучения той или иной темы, где излагается общее представление об изученной теме. Чаще всего для этого используется название темы, например, «жизнь растений» и написание своеобразного вывода, где в сжатой форме излагается наиболее общая информация об изученной теме.
В ячейке, называемой «Опыт», отражаются сведения: о том, как упомянутые выше действия осуществляют другие дети и взрослые; о приобретенном (приобретаемом) опыте и т.п.
В ячейке «Новые понятия» записываются новые понятия, которые выделяются в той или иной теме.
В случае необходимости может использоваться также ячейка «Самооценка», в которой отражаются результаты самостоятельной работы школьника. Некоторые учителя используют для этого клеточки, число которых соответствует всем ячейкам осуществляемого структурирования учебного материала, в каждой из которых ставится оценка: «5», «4» или «3».
Форма структурирования (форма структур) может быть разной. Выше показана структура, в которой центральная часть посвящена основному содержанию изучаемой темы (пункта, вопроса и т.д.), а левая и правая части содержат перечисленные выше ячейки (разделы структуры).Могут быть иные структуры, но все они должны способствовать развитию умений и навыков системного мышления и целостного познания мира.
Ниже представлены две структуры по теме «Жизнь растений», первая из которых составляется учителем, вторая (на первом этапе) – составляется коллективно. На втором этапе подобные структуры составляют сами дети. С развитием опыта учитель может проектировать иные сценарии урока.
Анализ
Литература и ре-альность. Основ-
ные понятия. Рас-тение. Корень, стебель, листья, семена, плоды. Условия для жиз-ни растений. Размножение растений. Иное.
Влияющие факторы
Время года. Болезни растений. Поведение людей. Последствия. Иное.
Исследование
Мир растений вокруг дома. Как растет растение в домашних усло-виях? Иное.
Проблемы
Бережное отноше-ние к растениям. Охрана и исполь-зование растений.
Иное.
Новые понятия
|
Жизнь растений
Растение –
живой организм. Растению нужны: пища, воздух, свет, тепло, вода.
Органы растений и их назначение.
Корень. Стебель. Листья. Семена. Плоды.
Почему осенью листья желтеют и
опадают?
Условия, необхо-димые для жизни
растений.
Растениенуждает-ся в воде. Ему
необходима почва.
Растению нужны
воздух, тепло и свет.
Срок жизни расте-ний. Размножение
растений. Размно-
жение растений с помощью надземных частей.
Дополнительная литература.
|
Практика
Ответы на вопро-сы учебника. Вы- деление главного в тексте. Выполнение заданий. Уход за комнатными ра-стениями. Посадка растения. Иное
Опыт
Уход за растения-ми. Опыт анализа, изучения влияю-щих факторов, исследования жизни растений. Опыт посадки растений. Опыт других людей. Иное.
Творчество
Сочини рассказ о растении. Нарисуй цветок. Сделай гербарий. Сделай фотомон-таж. Иное.
Новые знания и умения
Новые знания
умения, навыки
|
Структура темы «Мир растений» (2-й класс)
Анализ
Литература и реальность. Основные понятия. Размеры. Форма. Поверхность. Цвет. Запах. Условия для жизни листа. Иное.
Влияющие факторы
Время года. Темпе-ратура. Свет.
Болезни растений (листа). Последст-вия. Экология. Иное.
Исследование
Разнообразие листьев. Как растут листья в домашних условиях. Исполь-зование лупы, мик-роскопа и других приборов для изу-чения листа. Иное.
Проблемы
Уход за листьями. Очистка террито-рии города от опав- ших листьев. Иное.
Новые понятия
|
Листья
растений
Лист– это...
Графическое изображение листа (листьев)
|
Практика
Ответы на вопросы учебника. Выпол-нение заданий.
Рисование листа. Уход за листьями. Работа с учебным материалом. Струк-турирование учеб-
ного материала с использованием разных источников.
Иное.
Опыт
Чтение литературы о растениях и выде-ление того, что от- носится к листьям. Опыт анализа, ис-следования, ухода за листьями. Опыт
других людей.
Творчество
Сочини рассказ о листьях. Нарисуй лист. Сделай герба-рий. Сделай фото-графии листьев.
Иное..
Новые знания, умения, навыки
|
Структура изучения «листа растений» (2-й класс)
Анализ
Область знаний и деятельности. За-конодательство.
Маркетинг. ин-формация. Данные марке-
Тинговых иссле-дований. Рыноч-
ные возможности Маркетинг. среда Рынки. Товар. Сбыт. Ценообра-зование. Иное.
Влияющие факторы
Политика гос-ва. Экономическая ситуация. Конку-
ренция. Компе-тенция работни-ков. Финансовое состояние фирмы Иное.
Исследование
Маркетинговые исследования. Методы исследо-вания. Иное.
| Процесс управления
маркетингом
Рыночные возмож-ности. Система мар-
кетинговой информа-ции и исследований. Маркетинговая среда.
Рынки индивидуаль-ных потребителей.
Рынки предприятий.
Отбор целевых рын-ков. Замеры объемов спроса. Сегментация
рынка. Выбор целе-
вых сегментов.
Позиционирование товара. Разработка
Комплекса маркетинга. Разработка това-
ров. Установление цен на товары. Мето-ды распространения
товаров. Стимулиро-
ние сбыта товаров.
Реализация марке-тинговых мероприя-
тий. Система марке-тинга. Управление
маркетингом.
| Проблемы
Эффективность и качество марке-тинга. Удовлетво-
рение потребнос-тей потребителей.
Устойчивость фирмы. Экологи-
ческие, социаль-ные и иные проб-лемы. Иное.
Практика
Оценка состояния объекта. Реализа-ция стратегии, целей и задач маркетинга. Дея-тельность субъек-тов маркетинга. Иное.
Опыт
Международный.
Отечественный.
Совершенство-вание
Совершенство-вание и развитие маркетинга и
управления им.
|
Результаты, обобщение, выводы, использование
|
Системное структурирование, представление и изучение
процесса управления маркетингом
Нормы админи-
стративного
права
|
Акты примене-ния норм права
|
Системное структурирование и изучение информации
административно-правового регулирования
Область знаний и деятельности
|
Законодательный акт или его проект
|
Отрасль зако-нодательства
|
Методологическая
составляющая
|
Финансовое и иное обеспечение
|
Ответственность за нарушение зак-ва
|
Введение в действие.
Переходные
положения
|
Специальная структура нормативного правового акта
или его проекта
ПРИЛОЖЕНИЕ 3