Примеры системного структурирования, изучения и представления (в свернутой форме) информации о рассматратриваемом объекте

В средней школе каждый учитель (как и каждый ученик) самостоятельно выбирает определенный вид деятельности и действий, представленных на рис.2.4.2.

 
  Объект изучения Компо- ненты
 
Анализ. Синтез (литература, понятия, компоненты иное)
Проблемы (выявление, формулиро- вание, поиск реше- ния, иное)
Цель: задачи
Обобщение
Практика (задачи, упражнения задания, лаб. работы)
Иное
Концептуальная модель системы изучаемого объекта. Иные результаты. Рефлексия
Специаль- ные вопросы: условия, факторы и т.д.
 
 


Рис.2.4.3. Системное структурирование, изучение

и представление (в свернутой форме)информации

о рассматриваемом объекте

Целеполагание
Анализ. Синтез. Моделирова- ние
Проблемы и проблемные ситуации.
Содержание обучения
Специальные вопросы: условия; влияющие факторы; иное.
Исследова-ние: учебное; поисковое; научное; иное.
Прошлое
Настоящее
Будущее


Обобщение


Практика


Опыт (рефлексия)


Рис.1 Системно-историческое структурирование, изучение и представление (в свернутой форме) информации

о рассматриваемом объекте

 
 


Сценарий обучения учеников 2-го класса системному структурирования, изучению и представления информации

в свернутой форме. Тема: жизнь растений.

Рассмотрим пример составления структуры изучения темы «Жизнь растений» учебника «Познание мира» для 2 класса.

Ситуация 1. В случае если предлагаемый метод структурирования используется впервые, детям показывается общая модель структуры (рис.1) и дается пояснение общих правил ее формирования.

Анализ. Синтез. Основное содержание изучаемого материала Практика
Условия Опыт
Влияющие факторы Творчество
Исследование Иное
Проблемы Новые знания

Рис.1. Общая модель структурирования изучаемой информации

об изучаемом объекте

Ситуация 2. Учитывая знание детьми общих правил формирования структуры изучаемого вопроса (темы), дается задание на выполнение этих действий.

Рекомендуемый порядок действий:

1. В средней части структуры последовательно пишутся названия всех пунктов темы «Жизнь растений» (рис.6).

2. Для некоторых пунктов делаются необходимые пояснения. Например, слово «стебель» дополняется словами: листья, цветы, плоды и семена.

3. В случае если на листе не хватает места, к нему подклеивается еще один лист бумаги.

4. После заполнения средней части структуры делаются необходимые записи в отдельных ячейках, расположенных слева и справа от средней части. При этом дети отвечают на вопросы, относящиеся к каждой ячейке структуры. Структура, которая располагается на классной доске (чтобы ее видели все дети) может быть изготовлена с ячейками в виде карманов, сделанных из прозрачного материала (например, из прочной полиэтиленовой пленки).

В ячейке, называемой «Анализ», дети отвечают на вопросы «Что следует анализировать?». При этом ученики должны знать, что анализ – это деление общего на части и изучение каждой части в отдельности. В данном разделе предлагаемого структурирования учебной информации осуществляется также анализ основных понятий соответствующей темы и иной, относящейся к данной теме информации.

Действия, которые необходимо осуществить для анализа объектов, дети, в первую очередь, должны найти в тексте пункта или темы в целом. Объект – это вещь, явление, процесс и т.д. или все то, на что обращено наше внимание.

В ячейке, называемой «Влияющие факторы», формулируются ответы на вопрос «Что влияет или может оказать «хорошее» (положительное) или «плохое» (отрицательное) влияние на рассматриваемый объект». Фактор – это явление, которое может оказать или оказывается определенное воздействие на рассматриваемый объект.

Например, в пункте «Листья» темы «Жизнь растений» указано на то, что чистые листья легче поглощают углекислый газ и выделяют необходимый нам кислород. Чистые листья способствуют также быстрому испарению влаги. Следовательно, влияющим фактором в данном случае является пыль, которая оседает на листьях. Примером «хорошего» фактора может быть дождь, который смывает пыль с листьев.

В ячейке, называемой «Проблемы», записываются имеющие место, возникающие или возможные проблемы, относящиеся к рассматриваемому объекту или его окружающей среде. Окружающая среда – это все то, что окружает рассматриваемый объект, с чем данный объект взаимодействует. Например, для листьев окружающей средой является воздух, а точнее его составляющие: кислород и углекислый газ.

В ячейке, называемой «Исследование», собирается информация, отражающая учебно-поисковую, учебно -исследовательскую, а также экспериментальную деятельность детей. Например, детям предлагается: собрать листья разных

растений и сделать их описание; сравнить комнатные растения и показать их разницу, посадить семя какого-либо растения и осуществить наблюдение за его ростом, а также описание этого процесса в специальном журнале и т.д.

В ячейке, называемой «Практика», записывается информация о том, как полученные знания используются на практике, например, при решении различных задач, выполнении заданий, решении проблем и т.д.

Ячейка, называемая «Синтез и обобщение», заполняется в конце изучения той или иной темы, где излагается общее представление об изученной теме. Чаще всего для этого используется название темы, например, «жизнь растений» и написание своеобразного вывода, где в сжатой форме излагается наиболее общая информация об изученной теме.

В ячейке, называемой «Опыт», отражаются сведения: о том, как упомянутые выше действия осуществляют другие дети и взрослые; о приобретенном (приобретаемом) опыте и т.п.

В ячейке «Новые понятия» записываются новые понятия, которые выделяются в той или иной теме.

В случае необходимости может использоваться также ячейка «Самооценка», в которой отражаются результаты самостоятельной работы школьника. Некоторые учителя используют для этого клеточки, число которых соответствует всем ячейкам осуществляемого структурирования учебного материала, в каждой из которых ставится оценка: «5», «4» или «3».

Форма структурирования (форма структур) может быть разной. Выше показана структура, в которой центральная часть посвящена основному содержанию изучаемой темы (пункта, вопроса и т.д.), а левая и правая части содержат перечисленные выше ячейки (разделы структуры).Могут быть иные структуры, но все они должны способствовать развитию умений и навыков системного мышления и целостного познания мира.

Ниже представлены две структуры по теме «Жизнь растений», первая из которых составляется учителем, вторая (на первом этапе) – составляется коллективно. На втором этапе подобные структуры составляют сами дети. С развитием опыта учитель может проектировать иные сценарии урока.

Анализ Литература и ре-альность. Основ- ные понятия. Рас-тение. Корень, стебель, листья, семена, плоды. Условия для жиз-ни растений. Размножение растений. Иное. Влияющие факторы Время года. Болезни растений. Поведение людей. Последствия. Иное. Исследование Мир растений вокруг дома. Как растет растение в домашних усло-виях? Иное. Проблемы Бережное отноше-ние к растениям. Охрана и исполь-зование растений. Иное. Новые понятия
Жизнь растений Растение – живой организм. Растению нужны: пища, воздух, свет, тепло, вода. Органы растений и их назначение. Корень. Стебель. Листья. Семена. Плоды. Почему осенью листья желтеют и опадают? Условия, необхо-димые для жизни растений. Растениенуждает-ся в воде. Ему необходима почва. Растению нужны воздух, тепло и свет. Срок жизни расте-ний. Размножение растений. Размно- жение растений с помощью надземных частей. Дополнительная литература.
Практика Ответы на вопро-сы учебника. Вы- деление главного в тексте. Выполнение заданий. Уход за комнатными ра-стениями. Посадка растения. Иное Опыт Уход за растения-ми. Опыт анализа, изучения влияю-щих факторов, исследования жизни растений. Опыт посадки растений. Опыт других людей. Иное. Творчество Сочини рассказ о растении. Нарисуй цветок. Сделай гербарий. Сделай фотомон-таж. Иное. Новые знания и умения Новые знания умения, навыки


Структура темы «Мир растений» (2-й класс)

Анализ Литература и реальность. Основные понятия. Размеры. Форма. Поверхность. Цвет. Запах. Условия для жизни листа. Иное. Влияющие факторы Время года. Темпе-ратура. Свет. Болезни растений (листа). Последст-вия. Экология. Иное. Исследование Разнообразие листьев. Как растут листья в домашних условиях. Исполь-зование лупы, мик-роскопа и других приборов для изу-чения листа. Иное. Проблемы Уход за листьями. Очистка террито-рии города от опав- ших листьев. Иное. Новые понятия
Листья растений Лист– это... Графическое изображение листа (листьев)
Практика Ответы на вопросы учебника. Выпол-нение заданий. Рисование листа. Уход за листьями. Работа с учебным материалом. Струк-турирование учеб- ного материала с использованием разных источников. Иное. Опыт Чтение литературы о растениях и выде-ление того, что от- носится к листьям. Опыт анализа, ис-следования, ухода за листьями. Опыт других людей. Творчество Сочини рассказ о листьях. Нарисуй лист. Сделай герба-рий. Сделай фото-графии листьев. Иное.. Новые знания, умения, навыки


Структура изучения «листа растений» (2-й класс)

Анализ Область знаний и деятельности. За-конодательство. Маркетинг. ин-формация. Данные марке- Тинговых иссле-дований. Рыноч- ные возможности Маркетинг. среда Рынки. Товар. Сбыт. Ценообра-зование. Иное. Влияющие факторы Политика гос-ва. Экономическая ситуация. Конку- ренция. Компе-тенция работни-ков. Финансовое состояние фирмы Иное. Исследование Маркетинговые исследования. Методы исследо-вания. Иное. Процесс управления маркетингом Рыночные возмож-ности. Система мар- кетинговой информа-ции и исследований. Маркетинговая среда. Рынки индивидуаль-ных потребителей. Рынки предприятий. Отбор целевых рын-ков. Замеры объемов спроса. Сегментация рынка. Выбор целе- вых сегментов. Позиционирование товара. Разработка Комплекса маркетинга. Разработка това- ров. Установление цен на товары. Мето-ды распространения товаров. Стимулиро- ние сбыта товаров. Реализация марке-тинговых мероприя- тий. Система марке-тинга. Управление маркетингом. Проблемы Эффективность и качество марке-тинга. Удовлетво- рение потребнос-тей потребителей. Устойчивость фирмы. Экологи- ческие, социаль-ные и иные проб-лемы. Иное. Практика Оценка состояния объекта. Реализа-ция стратегии, целей и задач маркетинга. Дея-тельность субъек-тов маркетинга. Иное. Опыт Международный. Отечественный. Совершенство-вание Совершенство-вание и развитие маркетинга и управления им.
Результаты, обобщение, выводы, использование

Системное структурирование, представление и изучение

процесса управления маркетингом

 
 

Нормы админи- стративного права
Акты толкова- ния права
Индивидуаль- ные акты
Акты примене-ния норм права
Правоотно- шения
Научные знания
Анализ
Исследования
Правовой мониторинг
Проблемы
Международ- ный опыт
Правотвор- чество
Законодатель-ный процесс
Правопримене- ние
Обратная связь
  Ре-зуль- таты
Влияющие факторы
Цели: задачи
 
 


Системное структурирование и изучение информации

административно-правового регулирования

Область знаний и деятельности
Законодательный акт или его проект
Отрасль зако-нодательства
 
Методологическая составляющая
Компетенция гос. органа
Предметная область
Финансовое и иное обеспечение
Ответственность за нарушение зак-ва
...
Международные отношения
Введение в действие. Переходные положения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Реализация закона


Специальная структура нормативного правового акта

или его проекта

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: