В психологической науке есть несколько подходов к проблеме общения и взаимоотношений:
Общение - это:
- процесс передачи информации от одного человека к другому;
- взаимодействие людей, а передача информации – лишь условие;
- взаимоотношения людей в коллективе;
- обмен информацией, и взаимодействие, и взаимоотношения.
Обобщая все эти подходы, можно сказать, что:
Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов и связей между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия и взаимоотношений.
Исходя из данного определения, мы можем представить психологическую структуру общения, включающую в себя
10 основных компонентов:
Мотивационно-целевой – выражающий мотивы и цели общения;
Коммуникативный – обмен информацией;
Перцептивный – включающий процесс восприятия людьми друг друга;
Интерактивный – включающий процесс взаимодействия между людьми;
Материальный – обмен предметами труда;
Когнитивный – передача ЗНУ;
Деятельностный – передача информации о взаимных действиях;
Эмотивный – связан с функционированием чувств и эмоций;
Конативный (поведенческий) – процесс согласования взаимного поведения;
Кондиционный – выражает взаимовлияние с целью доведения до определенного физического и психологического состояния.
Функции общения:
Прагматическая (лат. рrаgma – действие) удовлетворение конкретных потребностей;
Формирования и развития отношений;
Подтверждения, т.е. познать и утвердить себя;
Объединения либо разъединения;
Детерминирующая - социальная детерминация поведения людей в коллективе;
Управления и руководства.
Эти функции являются важными и реализуются в повседневной жизни и деятельности в зависимости от обстоятельств и потребностей люде.
Но три основных функции реализуются практически во всех видах общения:
Коммуникативная, Перцептивная, Интерактивная.
Общение имеет эмоциональную основу. В основе общения и взаимоотношений между людьми лежат чувства, которые могут быть :
Конъюнктивные (лат.- соед.): симпатии; уважение; признание; любовь; эмпатия
Дизъюнктивные: (лат.- разъед.):антипатии; равнодушие; обида; отвращение; презрение
Между людьми происходит общение на одном из 3х уровней:
I уровень – межличностное общение двух человек;
II уровень – общение одного человека с группой людей (коллективом);
III уровень – когда все члены группы находятся в постоянном общении друг с другом.
Внутригрупповой уровень (III уровень) общения определяет социально- психологический климат: благоприятный, неблагоприятный, противоречивый.
В зависимости от обстоятельств и потребностей людей мы можем выделить
различные виды общения:
«контакт масок» - формальное общение, при котором используются привычные маски (вежливости, участливости, необходимости и.т.д.)
«формально-ролевое общение» - (врач-пациент)
«деловое общение» - целью которого является совместная деятельность.
«светское общение» - общение приобретает форму ритуала (банкет)
«духовое общение» - основано на духовной потребности
«массовое общение» - общение в массе незнакомых или малознакомых людей
«прямое (непосредственное) и косвенное (опосредованное)» общение
«императивное общение» - авторитарное, повелительное, директивное
«конфедициальное» общение
«конфликтное» общение
«случайное» общение
«манипулятивное» общение - при котором влияние на партнера с целью достижения своих целей осуществляется скрытно.
Тема 4