Общая характеристика взаимодействия

Взаимодействие – это процесс непосредственного воздействия субъектов друг на друга, поражающий их взаимную обусловленность и связь.

Взаимодействие – это непосредственная организация совместных действий людей, позволяющая группе реализовать общую деятельность.

Взаимодействие между людьми – это взаимодействие их внутренних миров: (мысли, идеи, образы, состояния, настроения, установки, оценки).

Взаимодействие – это выстраивание и согласование образов: «я - он», «мы - они».

Взаимодействие людей выступает ведущим фактором в регуляции их самооценок и поведения в обществе.

Классификация взаимодействия:

Межличностное взаимодействие – это случайные или преднамеренные, частные или публичные, длительные или кратковременные, вербальные или не вербальные контакты и связи двух и более человек, вызывающие взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений и установок.

Признаки:

- наличие внешней цели, достижение которой предполагают взаимные усилия;

- эксплицированность (доступность) для наблюдения со стороны и регистрации другими людьми;

- ситуативность, регламентация конкретными условиями деятельности, нормами, правилами и интенсивностью отношений, в силу чего взаимодействие становится достаточно изменчивым феноменом;

- рефлексивная многозначность, зависимость его восприятия от условий осуществления и оценок его участников.

Межгрупповое взаимодействие - процесс непосредственного или опосредованного воздействия множественных субъектов друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и своеобразный характер отношений. Это взаимодействие между группами людей.

Межличностные отношения – субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, в которых проявляется система их межличностных установок, ориентаций, ожиданий, определяемых содержанием совместной деятельности. Они развиваются в процессе совместной деятельности и общения.

Содержание и динамика взаимодействия:

Существует ряд точек зрения, объясняющих характер взаимодействия людей:

Теория обмена - люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты.

Теория символического интеракционизма - поведение людей по отношению друг к другу и к предметам окружающего мира определяется знаниями, которые они им придают.

Теория управления впечатлениями - ситуации социального взаимодействия подобны драматическим спектаклям, в которых актеры стремятся создавать и поддерживать благоприятные впечатления.

Психоаналитическая теория З. Фрейда - на взаимодействие людей оказывают сильные влияния представления, усвоенные в раннем детстве, и конфликты, пережитые в этот период.

Процесс взаимодействия людей можно разделить на 3 этапа (уровня):

Начальный – простейшие первичные контакты между людьми, когда имеет место лишь определенное первичное и очень упрошенное взаимное или одностороннее влияние друг на друга.

«Контакт» - (лат. сontaktus- трогать, прикасаться) - в психологическом отношении означает сближение субъектов во времени и пространстве, а так же некую меру близости в отношениях: (хороший, тесный, непосредственный, слабый, неустойчивый, опосредованный.).

На этом этапе главную роль играют:

- степень сходства – различия

- степень антипатии – симпатии

Значительную роль здесь играет эффект конгруэнции ( подтверждение взаимных ролевых ожиданий, единый резонансный ритм, созвучность переживаний участников контакта).

Этап формирования – в начале совместной деятельности делаются выводы:

- «совместимость – несовместимость»

- «срабатываемость - несрабатываемость»

Здесь можно говорить о совместимости: темпераментов, характеров, способностей, ЗНУ.

На этом этапе важна роль мотиваций.

Несколько видов социальных мотивов взаимодействия:

¾ Максимизация общего выигрыша (мотив кооперации);

¾ Максимизация собственного выигрыша (индивидуализм);

¾ Максимизация относительного выигрыша (конкуренция);

¾ Максимизация выигрыша партнера (альтруизм);

¾ Минимизация выигрыша партнера (агрессия);

¾ Минимизация различий в выигрыше (равенство);

¾ И различные их сочетания.

На этом этапе регулятором взаимовлияния людей друг на друга выступают:

- внушение;

- конформность;

- убеждение;

В результате чего одни люди влияют на других.

Этот этап характерен такими проблемами, как:

«определенность – неопределенность», «очевидность - неочевидность» - фактов, событий, явлений, по которым принимаются те или иные решения.

Этап развития – эффективная совместная деятельность людей, сопровождающаяся взаимопониманием.

Взаимопонимание – уровень взаимодействия людей, при котором они осознают содержание и структуру настоящего и возможного очередного действия партнера, а так же взаимно содействуют достижению единой цели.

Существенная характеристика здесь – адекватность. Она зависит от типа отношений:

- Административные

- Знакомство

- Приятельство

- Дружба

- Любовь (любовные отношения)

- Супружество

- Деловое партнерство

- Родственные отношения

Некоторые парные сочетания:

- хорошо взаимодействуют люди с разными социально – психологическими статусами:

«начальник – подчиненный», «старший – младший», «более опытный – менее опытный».

- редко: «холерик - холерик»; «холерик - меланхолик», «холерик - флегматик»

- оптимально: «флегматик - флегматик», «сангвиник – флегматик», «холерик - сангвиник»

Разновидности взаимодействия:

Кооперация-конкуренция; Согласие – конфликт; Приспособление – оппозиция;

Сотрудничество – соперничество.

Эти разновидности определяют различные формы поведения:

¾ Сотрудничество, направленное на полное удовлетворение своих потребностей

¾ Противодействие, предполагающее ориентацию на свои цели

¾ Компромисс – частное достижение цели партнерами ради делового равенства

¾ Уступчивость – жертва собственных интересов для достижения целей партнера (но уступить в мелочах – значит выиграть в главном.)

¾ Избегание – уход от контакта, потеря собственных целей ради исключения выигрыша другого.

Два компонента взаимодействия:

Содержание – вокруг чего или по поводу чего развертывается взаимодействие.

Стиль – указывает на то, как человек взаимодействует с окружающими (продуктивный - непродуктивный)

Чтобы понять стиль взаимодействия надо понять:

- характер активности партнеров,

- характер целей взаимодействия,

- характер ответственности,

- характер отношений между партнерами,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: