Занятие 1
Тема. Слоговой состав слова.
Цель. Учить детей делить двусложные слова на слоги.
Оборудование. Тетради, ручки.
Ход занятия
I. Организационный момент.
II. Повторение пройденного.
Ученики вспоминают и называют гласные первого и второго
ряда.
III. Знакомство со слогом.
Логопед произносит слог ра и спрашивает, понятно ли, что она хотела сказать. Ученики отвечают, что непонятно. Аналогично логопед работает со слогом ма. Затем произносит по слогам слово рама.
«Сначала были произнесены части слова, поэтому было непонятно, — объясняет логопед. — Когда части соединились, получилось слово. Часть слова называется слогом».
Подобным же образом логопед строит работу со словами мука, лапа и т. п.
IV. Деление слов на слоги.
Ученикам предлагается отхлопать количество слогов в словах, произнести эти слова по слогам и назвать первый и второй слоги. Слова: муха, ваза, роза, сани, вата, лужа, рыба.
V. Графическое изображение слогов. I «Поставьте вопрос к слову рыба. (Кто? Рыба) —Что обозначает это слово? (Предмет.)*
|
|
Ученики на доске и в тетрадях изображают слово рыба графически (одной чертой). Затем логопед вместе с учениками устанавливает, что в слове рыба две части, т. е. два слога. Каждую часть обозначают короткой черточкой------.
Аналогично графически изображаются слова, состоящие из двух открытых слогов: соки, липа, нога, луна, рука, Валя, Миша, Лида.
VI. Итог занятия.
«Чему вы научились на занятии?» — спрашивает логопед.
Занятие 2
Т е м а. Та же.
Цель. Учить детей делить трехсложные слова на слоги.
Оборудование. Схемы слова (---------).
Ход занятия
I. Организационный момент.
П. Закрепление пройденного материала.
Логопед называет двусложные слова с открытыми слогами и просит учеников определить количество слогов и назвать слоги по порядку.
III. Работа с трехсложными словами.
Логопед просит учеников определить количество слогов в слове рыба и спрашивает: «Кто ловит рыбу? (Рыбаки.) Какой новый слог появляется в слове рыбаки? (Ки.)*
Логопед предлагает ученикам хлопками выделить слоги в следующих словах: машина, береза, лимоны, малина, пижама, газета, назвать слоги по порядку, подсчитать количество слогов.
IV. Графическое изображение трехсложных слов. Логопед предлагает ученикам графически изобразить слово
малина, затем обращает их внимание на то, что в этом слове три
слога. Это тоже и что надо показать на схеме (----------). При
графическом изображении слов дети проговаривают каждый слог.
V. Определение количества слогов в словах.
Логопед называет вперемежку двух- и трехсложные слова. Ученики поднимают соответствующую схему.
Слова: куры, курица, лужа, лужица, мыла, вымыла, водила, возили, мыло.
VI. Графический диктант двусложных и трехсложных слов. (Можно использовать слова, которые даны в п. V.)