Современная концепция административного менеджмента

Понятия «управление», «менеджмент» известны сегодня практически каждому образованному человек. Их значимость особенно ясно была осознанна в 20-30-е годы ХХ столетия. Управленческая деятельность превратилась в профессию, область знаний – в самостоятельную дисциплину. Сегодня очевиден тот факт, что высокий уровень развития современного мира по большей части объясняется успешными методами управления. В любой сфере требуются компетентные управляющие, их социальный слой превратился в весьма влиятельную общественную силу, а профессиональная деятельность часто является наиболее важным ключом к успеху.

Сам термин «менеджмент» происходит от древнеанглийского слова manage (латинское manus) – «рука». Буквально слово manage означало «объезжать лошадей». Будучи связанным с процессом езды, с «управлением» лошадью, смысл слова сохранился в понятии «управление». Оно и определило название целой науки об управлении.

На сегодняшний день в научно-методической литературе по вопросам управления отсутствует единое определение понятия «менеджмент».

Профессор Л.И.Евенко определяет управление как умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей; как функцию, вид деятельности по руководству людьми, а также как область человеческого знания, помогающую осуществить эту функцию.

Один из ведущих теоретиков в области управления и организации П.Дракер определяет управление как «особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу».

Профессор М.Мескон, соавтор известного американского учебника «Management» (в русском переводе – «Основы менеджмента»), выдержавшего в США три издания, характеризует управлении как «процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации».

Профессор М.М.Максимовцов определяет менеджмент как «управление в социально-экономических системах (фирмах, акционерных обществах, учреждениях и др.)…», а также как «…совокупность современных принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности (увеличения прибыли и др.)».

И.И.Семенова определяет менеджмент как управление в условиях рынка или как процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для достижения организации цели.

Другие авторы определяют менеджмент как «интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения».

Как явление менеджмент представляет собой целенаправленное, планомерное воздействие на объект управления со стороны субъекта управления.

Как процесс менеджмент включает в себя ряд последовательных функций. К указанным функциям можно отнести планирование, организацию, регулирование, мотивацию, контроль и учет.
Как система менеджмент представляет совокупность взаимосвязанных элементов, такие как люди, информация, структура и т.п.

Как наука менеджмент представляет собой науку, изучающую проблемы управления. Основными задачами менеджмента как науки являются: объяснение природы управленческого труда, установление причинно-следственных связей в управленческих процессах, выявление условий, при которых совместный труд людей оказывается наиболее эффективным. Значимость и важность систематизированных научных знаний об управлении определяется тем, что они позволяют своевременно и качественно управлять текущей деятельностью организации, прогнозировать возможные варианты развития событий и в соответствии с этим разрабатывать стратегию и тактику функционирования, грамотно осуществлять постановку целей и задач.

Нередко менеджмент рассматривают как искусство, которое опирается на лежащие в его основе концепции, законы, принципы и методы. Часто понятие менеджмент ассоциируется с людьми, чья работа состоит в координации усилий всего персонала предприятия дл достижения целей функционирования. Кроме того, понятием менеджмент может обозначаться аппарат управления современных организаций, независимо от их формы собственности и целей деятельности.

Термин «администрация» представляет собой не менее емкое и сложное понятие, чем «менеджмент». Наиболее часто он применяется к аппарату управления предприятием. Под администрацией может подразумеваться и вся деятельность государства по управлению.

Таким образом, административный менеджмент можно определить как одно из основных направлений современного менеджмента, изучающих административно-распорядительные формы управления.

В теории и практике административного менеджмента различают два основных направления. Первое направление связано с разработкой рациональной системы управления организации. Второе - касается построения структуры организации.

Разработка рациональной системы организации сводится к определению основных функций деятельности, что в свою очередь позволяет найти лучший способ разделения организации на подразделения и рабочие группы, которые и составляют основные «строительные блоки» или элементы системы организации. После этого осуществляется расположение элементов организации в пространстве, т.е. распределение их по уровням управления и определение географического местоположения. Завершающим этапом проектирования системы управления является установление информационных взаимосвязей между элементами организации и разработка регламента происходящих в ее внутренней среде процессов.

В основе построения рациональной структуры организации лежит применение основополагающих законов управления и организации, а также общих и специальных принципов.

В административном менеджменте основной упор делается на исследование управленческих процессов, происходящих в органах государственной власти, что во многом определяет основные черты, отличающие административный менеджмент от общей теории и практики управления:

1. Преимущественное применение линейной или линейно-функциональной систем управления.

2. Жесткая иерархия.

3. Формализованный способ принятия и фиксации управленческих решений.

4. Четкое разграничение должностных полномочий, закрепленное в виде приказов и должностных инструкций.

5. Разделение власти (т.е. любое, даже самое высокопоставленное, должностное лицо всегда подконтрольно другому лицу или вышестоящему органу управления).

Основная литература:

1. Алешина И.В. Паблик рилейншз для менеджеров и маркетеров. М.: Тандем: ГНОМ-ПРЕСС, 1997 – 286с.

2. Большой экономический словарь под ред. А.Н.Азриляна. М.: Институт новой экономики, 1997. – 398с.

3. Веснин В.Р. Основы менеджмента. М.: 1996. – 244с.

4. Генкин Б.М. и др. Управление персоналом. М.: Высшая школа, 1996. – 189с.

5. Глухов В.В. Основы менеджмента. СПб: специальная литература, 1995. – 198с.

Дополнительная литература:

1. Инновационный менеджмент. Справ. пособие. ∕ под ред. П.Н.Завалина и др. М.: ЦИСН, 1998. – 268с.

2. Карпова Т.П. Управленческий учет: Учебник для вузов. М.: Аудит:ЮНИТИ, 1998. – 371с.

3. Карасников В.С. Разработка управленческих решений. СПб: изд. СЗАГС, 1998.- 316 с.

4. Красовский Ю.Д. Организационное поведение: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ, 1999. -264с.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: