Понятие и виды законов управления

Закон представляет собой довольно сложное и емкое понятие. В наиболее общем виде – это зависимость, которая либо зафиксирована в законодательных документах, либо является общепринятой для большой группы людей, либо имеет признание и поддержку авторитетных ученых.

С научной точки зрения законом можно считать «необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе». Некоторые ученые определяют закон управления как связь целей управления со средствами их достижения. Это определение представляется более оптимальным.

Законы управления представляют собой установленные теоретическим или эмпирическим способами и логически обоснованные зависимости между целями управленческой деятельности и методами их достижениями.

Согласно сложившейся практике законы управления принято делить на две основные группы. Законы, относящиеся к первой группе, называют объективными. Это законы, свойственные управлению в целом. Объективные законы выражают зависимости, формирующиеся независимо от воли отдельных субъектов. Менеджер должен учитывать неизбежность действия этих законов, чтобы использовать их на благо организации и избегать возможных отрицательных последствий.

Законы второй группы носят название субъективных. Такие законы призваны фиксировать зависимости, формируемые по воле человека для достижения каких-либо глобальных целей. Как правило, эти законы затрагивают отдельные стороны, подсистемы и элементы управления.

Согласно другой классификации законы в менеджменте делят на три группы.

К первой группе относятся общие (объективные) законы управления. В качестве примера здесь можно привести закон преимущественной эффективности сознательного и планомерного управления, закон единства системы управления, закон соответствия содержания и форм прямой и обратной связей в системе управления, экономической природе отношений между ее подсистемами и др.

Во вторую группу входят частные, или субъективные, законы управления, посредством применения которых можно в значительной степени повысить эффективность функционирования системы управления в целом, а также ее отдельных элементов и звеньев. К числу субъективных законов управления относятся закон изменения функций управления, закон сокращения числа ступеней управления, закон распространенности контроля.

К третьей группе относят «специальные» законы, не связанные непосредственно с управлением, но способные оказать значительное влияние на результаты деятельности организаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: