Одним из средств влияния при межличностном общении является уровень, выражения его участниками своего эмоционального состояния, то есть своих чувств, переживаний, своего отношения к происходящему и к лицам, принимающим в нем участие.
Чтобы оказывать на других эмоциональное воздействие, общающимся самим не следует быть равнодушными. Им нужно более или менее эмоционально реагировать на содержание и участников коммуникации. А их речь для этого должна быть образной и эмоциональной.
Однако в этом отношении не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Нельзя не учитывать и того, что слишком эмоциональное восприятие происходящего одним из общающихся может негативно сказаться на его объективности.
Эмоциональность в процессе коммуникации достигается различными средствами. Существуют и универсальные, которые могут широко применяться.
Одно из них заключается в рассогласовании содержащейся в высказываниях информации с устоявшимися взглядами и мнениями слушателей. К примеру, когда нерадивому студенту говорят о необходимости посещения всех учебных занятий, это пробуждает у него эмоции негативного характера.
|
|
Другим средством эмоционального воздействия на слушателей является использование говорящим произведений искусства, ярких иллюстраций, красочных примеров, резкого цифрового сопоставления или противопоставления. Это стимулирующе действует на воображение, может вызвать у них цепь представлений или ассоциаций, невольно затрагивающих их чувства.
Экспрессивной силой воздействия обладает и градация, то есть такое расположение в высказывании слов и предложений, при котором каждое последующее превосходит предыдущее по степени качества или интенсивности.
Пробуждению эмоций у участников коммуникации способствует использование говорящим риторических вопросов, то есть утверждений или отрицаний, облеченных в форму вопроса. Своеобразие их в том, что на них не требуется ответ, а слушатели сами на них отвечают.
Вопросно-ответная форма речи повышает степень эмоционального воздействия на слушателей. Она также помогает выделить главное и донести идею до любого человека, в том числе до такого, у которого обычно трудно пробудить эмоции.
Эмоциональное влияние высказываний можно значительно повысить и путем соответствующего их голосового оформления. Для. этого нужно чаще менять тональность, звучание, скорость произнесения слов и предложений.
Эмоциональное воздействие коммуникативной речи увеличивает и использование говорящим соответствующей мимики и жестикуляции. Поскольку люди не только вслушиваются и вдумываются в то, о чем им «повествуют», но также следят за изменениями на его лице, за выражением его взгляда, за каждым его жестом, и делают из этого свои выводы. Поэтому экономить на внесловесных средствах выразительности в процессе общения, видимо, не стоит.
|
|
Имеются и различные языковые средства, которые могут оказать на слушателей то или иное эмоциональное воздействие. Иногда для этого говорящим применяется пара-другая «крепких» слов, которые ранее не использовали в печатных изданиях и на эстраде. Однако брать пример с такого человека вряд ли стоит.
Можно для усиления экспрессивности высказываний включать в них больше эмоционально насыщенных слов и выражений, определенных терминов, придающих изложению красочность, образность или определенный колорит.
В каждом из общающихся в той или иной степени заложена способность к образному мышлению. Это полезно использовать для эмоционального воздействия путем придания своим, высказываниям большей личностной, окраски.
Поэтому не следует в них увлекаться абстрактными рассуждениями, простым перечислением фактов, что современных слушателей нередко оставляет равнодушными, а стараться шире привлекать материалы из собственной биографии и личного опыта.
Иногда эмоциональное воздействие коммуникативной речи повышается с помощью применения в ней контраста. Например, это можно использовать, когда в судебном заседании характеризуются преступник, и его жертва.
Эмоциональность речи может придать и применение в ней приемов стилистического синтаксиса. К ним, в частности, относится повтор, то есть неоднократное употребление слова, словосочетания или предложения. Этим преследуется цель привлечь внимание слушателей, подчеркнуть значение того или иного положения, возбудить у них те или иные эмоции.
Но повтор не должен быть слишком продолжительным, так как он создает только временный подъем и напряжение чувств. При многократном повторении того или иного положения начинается спад внимания и эмоционального восприятия у слушателей.
Для эмоционального воздействия на них можно применять преднамеренную инверсию или нарушение привычного порядка расположения слов в предложении. К. примеру, поставить сказуемое впереди подлежащего. Это «режет слух» и невольно побуждает более заинтересовано прислушиваться к тому, о чем идет речь.
Этой же цели служит намеренное придание говорящим своей речи или отдельным ее частям какого-нибудь колоритного акцепта (эстонского, грузинского, еврейского или иного).
Эмоциональное воздействие речи можно усилить и посредством использования в ней прямой речи, цитирования высказываний других участников, серьезного или шутливого приписывания их тому или иному слушателю. Это оживляет речь, помогает лучше, чем описание или косвенная речь, передать чужие мысли и чувства, что не остается без отклика у слушателей.
Прямую речь полезно использовать и для своеобразных речевых характеристик, что тоже не оставляет слушателей равнодушными. При этом цитируются высказывания и весьма известных личностей.
Для усиления эмоционального воздействия могут быть использованы также различные эмоциональные восклицания. Это позволяет своевременно обратить внимание слушателей на определенное положение, выразить к нему отношение говорящего, а также побудить слушателей воспринимать его мнение или его призыв к определенному действию.
Для эмоционального воздействия коммуникативной речи можно использовать в ней и отступления, прямо не относящиеся к теме, но в той или иной ситуации соответствующие той цели, которую выступающий перед собой поставил.
Однако эмоциональные отступления должны быть достаточно краткими и главное выразительными, так как длинные и скучные не только отвлекают внимание, но и утомляют слушателей.