Технология подготовки и
Тематика квалификационных работ
По специальности 032102
Физическая культура для лиц
С отклонениями в состоянии здоровья
(Адаптивная физическая культура)
Методические рекомендации
Архангельск - 2012
Авторы-составители:
Гернет И.Н., кандидат медицинских наук, доцент, декан факультета адаптивной физической культуры СГМУ,
Бочкова Т.В., специалист по УМР факультета адаптивной физической культуры,
Ишекова Н.И., доктор медицинских наук, профессор кафедры нормальной физиологии и восстановительной медицины,
Джгаркава О.В., кандидат медицинских наук, доцент кафедры физической культуры и оздоровительных технологий,
Селезнева Д.А., кандидат медицинских наук, доцент.
Рецензенты:
Технология подготовки и тематика квалификационных работ по специальности 032102 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)»: Методические рекомендации / И.Н. Гернет, Т.В. Бочкова, Н.И. Ишекова, О.В. Джгаркава, Д.А. Селезнева – Архангельск, 2012. – 50 с.
|
|
Методические рекомендации предназначены для студентов заочного обучения, факультета адаптивной физической культуры. Технология выполнения квалификационной работы предполагает непрерывность исследований в течение всего процесса обучения и междисциплинарные связи со смежными дисциплинами: теорией и методикой физической культуры, физиологией, физической реабилитацией и др.
© Гернет И.Н., Бочкова Т.В., Ишекова Н.И. и др. 2012 © Северный государственный медицинский университет, 2012 |
ОГЛАВЛЕНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… | |
ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ КУРСОВОЙ И КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ………………….. | |
1.1. Типы работ…………………………………………………………. | |
1.2. Выбор темы…………………………………………………………. | |
1.3. Этапы работы…………………………………………………………. | |
1.4. Методы исследования……………………………………………... | |
1.5. Структура курсовой работы……………………………………… | |
1.6. Структура квалификационной работы…………………………. | |
ГЛАВА 2. ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ И КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ | |
ГЛАВА 3. ЗАЩИТА КУРСОВЫХ И КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ | |
ГЛАВА 4. ТЕМЫ КУРСОВЫХ И КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ | |
4.1. Темы курсовых работ по физиологии человека……………………… | |
4.2. Темы курсовых работ по теории и методике физической культуры…. | |
4.3. Темы курсовых работ по теории и организации АФК………………. | |
4.4. Темы курсовых работ по физической реабилитации (специализация) | |
4.5. Темы квалификационных работ………………………………………. | |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………... | |
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….. |
ВВЕДЕНИЕ
|
|
Новые социально-экономические условия развития России предъявляют высокие требования к подготовке специалистов различных профилей, к их профессиональной культуре. Это определяет необходимость подготовки студентов к самостоятельной творческой деятельности, формирования у них умений и навыков ведения учебной и научно-исследовательской работы.
За период обучения в университете каждый студент самостоятельно пишет ряд различных учебных и научных работ. Каждая новая работа отличается от предыдущей возрастающей степенью сложности и объемом.
Одни виды работ должны содержать лишь общие и критические оценки имеющихся научных трудов, другие являются результатом исследовательской деятельности студентов в период практики, третьи представляют собой результат творческого решения научной проблемы. Включенность студента сначала в учебно-исследовательскую, а затем в научно-исследовательскую работу помогает учащимся овладеть современными методами поиска, обработки и использования информации, освоить некоторые методы научно-исследовательской деятельности, определиться в своей профессиональной позиции и сформировать умение ее отстаивать и защищать, что, в конечном счете, помогает развитию у будущих специалистов способностей и творческого отношения к своей профессии.
При этом следует помнить, что восприятие содержания самостоятельной работы студента во многом зависит от формы ее подачи. Изучение правил оформления, применение их на практике при написании контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ помогут будущим специалистам в дальнейшей профессиональной деятельности, выработают навыки правильной подачи материала. При изучении требований к оформлению работ необходимо учитывать, что отсутствуют единые государственные стандарты. Разработаны стандарты, которые применяются в близких областях. Эти стандарты положены в основу общеприменяемых в большинстве вузов требований. Но, кроме того, в каждом вузе, в его различных структурных подразделениях предъявляются свои особенные требования к оформлению работ. Унификация таких требований для конкретного образовательного учреждения является важной задачей в системе методической работы вуза.
При разработке методических рекомендаций использованы следующие нормативные документы:
- Закон РФ "Об образовании" № 3266-1 от 10 июля 1992 г.;
- Типовое положение о высшем учебном заведении № 71 от 14.02.2008 г.;
- Инструкция о порядке выдачи государственных документов о высшем профессиональном образовании, изготовления и хранения соответствующих бланков документов № 65 от 10 марта 2005 г.;
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.
Уровневая структура профессионального высшего образования предполагает подготовку в Северном государственном медицинском университете специалистов по специальности 032102 – «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) по трем формам обучения: 6 лет – на базе среднего образования; 4,5 года – на базе среднего специального образования; 3,5 года – на базе высшего образования.
Каждый этап высшего образования заканчивается подготовкой квалификационной работы, которая представляет собой законченную научно - исследовательскую разработку или проект учебно-методической деятельности, в которой решается актуальная для отрасли физической культуры и спорта задача.
В настоящем пособии для свободного выбора студенту предлагается 438 тем по курсовым и квалификационным работам. Направление тем курсовой и квалификационной работ может совпадать, поэтому, при переходе от одной формы работы к другой, их содержание обогащается дополнительными исследованиями, углубленной разработкой отдельных вопросов.
|
|
Для рациональной и целенаправленной организации научно-исследовательской работы студентов, формирования профессиональных системных знаний и своевременного представления квалификационной работы факультет предлагает следующую последовательность ее выполнения, начиная с первого курса:
№ п/п | Наименование учебных работ | Сроки обучения | ||||
6 лет | 4,5 года | 3,5 года | ||||
Количество учебных работ | ||||||
Контрольная работа | ||||||
Курсовая работа | ||||||
Квалификационная работа | (6 курс 12 семестр) | (5 курс 9 семестр) | (4 курс 7 семестр) | |||
В выпускной квалификационной работе выпускник должен показать:
· умение выявлять и формулировать цели и задачи исследования на основе анализа учебной, научной и методической литературы, материалов, отражающих практику физкультурно-спортивной деятельности лиц с отклонениями в состоянии здоровья;
· подбирать адекватные поставленным задачам методы исследования; организовывать и осуществлять экспериментальные исследования;
· проводить необходимую обработку полученных результатов;
· интерпретировать и оформлять результаты исследований;
· делать выводы и давать практические рекомендации.
В квалификационной работе могут синтезироваться результаты четырех курсовых работ: по физиологии, теории и методике физической культуры (ТМФК), теории и организации адаптивной физической культуры (ТиОАФК) и физической реабилитации, защищенных в соответствии с учебным планом. Кроме того, студент, решая проблемы курсовых работ, может использовать знание психологии, анатомии, биомеханики и др. наук. В этом случае содержание квалификационной работы обогатится знаниями, необходимыми для профессиональной подготовки специалиста.
Такой подход к написанию квалификационной работы:
|
|
1. обеспечивает опережающий характер планирования - сначала идет выбор темы (для курсовой работы по физиологии, ТМФК, ТиОАФК), затем осознанная реализация. В этой ситуации есть время на обдумывание, согласование, уточнение или принятие решения об изменении темы;
2. создает предпосылки для непрерывности научно-исследовательской работы студента и условия для активизации междисциплинарных связей в русле одной темы (с физиологией и ТМФК);
3. помогает реализовать преемственность знаний от курса к курсу внутри дисциплины (АФК) ипостепенное усложнение требований (контрольная - курсовая - квалификационная работа);
Но это не единственный вариант. Студент может выбрать темы четырех курсовых работ, не связанные между собой общей идеей (темой, направлением), правда, такой подход усложнит возможность обобщения полученного материала в единый труд - квалификационную работу.
Таким образом, основная цель представленных методических указаний – помочь студентам при оформлении контрольных, курсовых и выпускной квалификационной работы в соответствии с установленными правилами.