ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
ПО УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ ДИСЦИПЛИНЫ
По дисциплине Анализ хозяйственной деятельности в торговле
Для студентов специализации 1-25 01 08 – 03 10
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит в торговле и общественном питании»
Минск 2014
ТЕМА 1 – АНАЛИЗ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА
Вопросы:
1.1 Значение, задачи и информационное обеспечение анализа розничного товарооборота.
1.2 Анализ общего объема розничного товарооборота, его состава и структуры.
1.3 Факторный анализ розничного товарооборота.
1.4 Сравнительный и оперативный анализ розничного товарооборота.
1.5 Основные направления роста розничного товарооборота.
Значение, задачи и информационное обеспечение анализа розничного товарооборота
Одной из главных целей торговых организаций является получение прибыли, а розничный товарооборот выступает как важнейшее условие его достижения.
Розничный товарооборот – количественный показатель, характеризующий объем продаж и выражает экономические отношения, возникающие на заключительной стадии движения товаров из сферы обращения в личное потребление, путем их обмена на денежные доходы.
|
|
Розничный товарооборот представляет собой продажу продовольственных и непродовольственных товаров населению за наличный расчет, а также оплаченных по банковским платежным карточкам, чекам, электронным картам перечислением денежных средств со счетов вкладчиков банка, кредитов банка за товары через розничную торговую сеть, аптеки, АЗС, интернет-магазины.
В состав розничного товарооборота не включаются стоимость:
- товаров, проданных за пределами Республики Беларусь (на выездных ярмарках, выставках);
- товаров (включая новые подарки), отпущенных юридическим лицам, обособленным подразделением юридических лиц, ИП за наличный и безналичный расчет;
- товаров, отпущенных рабочим и служащим в счет заработной платы и в погашение задолженности по заработной плате;
- товаров, отпущенных по товарообменным операциям или в порядке взаиморасчетов между юридическими лицами, между юридическими лицами и населением при закупке у населения сельскохозяйственных продуктов;
- реализованных проездных билетов, талонов на все виды транспорта, лотерейных билетов, телефонных карт и т.п.;
- ритуальных принадлежностей;
Стоимость товаров, возвращенных покупателями, из розничного товарооборота исключается.
Розничный товарооборот отражается в розничных ценах.
Значение розничного товарооборота определяется тем, что во-первых он характеризует изменения в уровне жизни населения, во-вторых развитие розничного товарооборота оказывает определенное влияние на денежное обращение, т.к. в нем участвует значительная часть обращающихся денег и поэтому увеличение или снижение объема реализованных товаров вызывает соответственное изменение в поступлении денег в банк. В-третьих его развитие отражает народно-хозяйственные пропорции между производством и потреблением, спросом населения и предложением товаров, розничной продажей и денежным обращением. Он оказывает постоянное воздействие на развитие объема и структуры производства товаров, т.к. увеличение их недостаточности свидетельствует о сокращении производства товаров пользующихся спросом. В-четвертых розничный товарооборот является одним из основных показателей отражающих конечный результат деятельности торговых организаций и определяет все остальные показатели: состояние МТБ, потребность в персонале, в финансовых ресурсах, и т.д.
|
|
Розничный товарооборот используется также для:
– определения мощности торговой организации, т.к. по его величине можно судить об объеме его хозяйственной деятельности;
– характеристики эффективности использования ресурсов организации и общей суммы расходов на реализацию товаров, т.к. в обобщенном виде показатель эффективности отражает соотношение результата и затрат;
– расчета отдельных качественных показателей (затратоемкость, фондоемкость и т.д.), что позволяет определить потребность организации в дополнительных ресурсах для обеспечения прироста товарооборота.
Т.к. розничный товарооборот является важным показателем, характеризующим торговую деятельность – большое значение в работе организации занимает его анализ.
Основные задачи розничного товарооборота:
– проверка степени выполнения плана продаж по объему и структуре и удовлетворения спроса покупателей на отдельные товары;
– выявление тенденций и закономерностей развития товарооборота в динамике и причин происходящих изменений;
– изучение и количественное измерение факторов, влияющих на изменение объема товарооборота по сравнению с планом и в динамике;
– выявление резервов и возможностей роста объема товарооборота и улучшения обслуживания покупателей;
– разработка мероприятий по развитию розничного товарооборота и оптимизации товарных запасов и других ресурсов.
Основными источниками информации для проведения анализа розничного товарооборота является формы бухгалтерской и статистической отчетности.
В числе форм отчетности, в которых содержится информация об объеме реализованных товаров являются данные бухгалтерской отчетности «Отчет о прибылях и убытках» и статистической отчетности: форма 1-торг (розница) – «Отчет о розничной торговле», форма 12-торг (товарооборот) – «Отчет о розничном товарообороте и запасах товаров», форма 4-торг (продажа) – «Отчет о продаже и запасах товаров».
Помимо названных форм отчетности при проведении анализа в качестве источников информации могут использоваться:
– плановые нормативные данные;
– данные текущего учета и первичные документы по товарным операциям;
– другие источники.