Бюджетный процесс в Российской Федерации

Под бюджетным процессом понимается регламентируемая законодательством РФ деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности. Таким образом, можно выделить 4 стадии бюджетного процесса: составление проекта бюджета; рассмотрение и утверждение бюджета законодательным (представительным) органом; исполнение бюджета; составление и утверждение отчета об исполнении бюджета.

В основе организации бюджетного процесса лежат определенные принципы, соблюдение которых дает возможность правильно и в сроки, установленные законодательством, составить, утвердить и исполнить бюджет. Основные принципы бюджетного процесса:1. единство и полнота охвата всех доходов и расходов бюджета. 2. реальность планируемых бюджетных доходов. 3. гласность и публичность разработки проектов и утверждения бюджетов. 4. соблюдение бюджетной классификации. 5. периодичность бюджетов. 6. отражение в бюджете на очередной финансовый год и плановый период социально–экономической политики, изложенной в Бюджетном послании Президента РФ.

Новая редакция БК РФ установила закрытый перечень участников бюджетного процесса. Ими являются Президент РФ, главы субъектов РФ и муниципальных образований, законодательные (представительные) органы, исполнительные органы, Банк России, органы государственного (муниципального) финансового контроля, органы управления государственными внебюджетными фондами, главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета и получатели бюджетных средств.

Задачи бюджетного процесса: определение доходов бюджета по отдельным налогам и другим платежам, а также общего объема в соответствии с прогнозами и целевыми программами социально–экономического развития; установление расходов бюджета по целевому назначению; согласование бюджета с общей программой финансовой стабилизации, направленной на преодоление инфляционных тенденций в экономике и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы; сокращение и ликвидация бюджетного дефицита за счет экономически оправданных источников; осуществление бюджетного регулирования в целях сбалансированности бюджетов разного уровня путем перераспределения источников доходов государства между ними, а также между сферами хозяйства, экономическими регионами; усиление контроля за финансовой деятельностью юридических лиц и доходами отдельных граждан при выполнении ими налоговых обязательств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: