Внебюджетные фонды РФ

Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства. Внебюджетные фонды – это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, которые предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья, медицинскую помощь, а также для удовлетворения других общественных потребностей, не финансируемых из бюджета.

Главная причина создания внебюджетных фондов – необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками доходов.

Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ. Каждый из социальных внебюджетных фондов имеет свои особенности как при формировании, так и при использовании средств, сосредоточенных в них.

Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово–кредитным учреждением, подотчетным Правительству РФ и осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ. В основные задачи ПФ входят:1) целевой сбор и аккумуляция страховых взносов от плательщиков;

2) финансирование выплаты пенсии, а также других расходов;

3) контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФ страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;4) капитализация средств ПФ, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц.

ПФ РФ осуществляет следующие функции:

• участвует в определении размера взносов на гос-ое страхование, обосновании их дифференциации по предприятиям и ор-ганизациям;

• участвует в подготовке предложений по совершенствованию пенсионного обеспечения и разработке социальных программ;

Доходы ПФРФ формируются за счет следующих источников:

1.отчисления от единого социального налога, поступающего в фед-ый бюджет;

2.отчисления от единого налога по специальным режимам налогообложения, поступающего в Федеральный бюджет; 3.страховые взносы; 4.средства федерального бюджета; 5.суммы пеней и иных финансовых санкций; 6.доходы от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования; 7. добровольные взносы физ лиц и организаций, уплачиваемые ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц; 8.иные источники, не запрещенные законодательством РФ.

Фонд социального страхования РФ представляет собой фонд финансовых ресурсов, предназначенные для оказания соц.помощи и соц. услуг денежные средства, формируемый на страховой основе и распределяемый по территориальному принципу.

Фонд соц. страхования РФ является бюджетным учреждением, имеющим региональные отделения. Имущество фонда находится в его оперативном управлении и является федеральной собственностью. Основные задачи фонда:

1)обеспечение гарантированных гос-ом пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно–курортное обслуживание работников и их детей;2)участие в разработке и реализации гос-ых программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;3)осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость фонда;4)разработка совместно с Министерством труда и социального развития РФ и Минфинансов РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на гос-ое соц-ое страхование;5) организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы гос-го соц. страхования;

Источниками формирования финансовых ресурсов фонда служат:

• страховые взносы работодателей (организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);

•взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;

•страховые взносы граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по гос-му соц. страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд; •доходы от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады; •добровольных взносы граждан и юридических лиц;•поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством.

Использование средств фонда предусматривается:

1) на выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также соц. пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;2) оплату доп-ых выходных дней по уходу за ребенком–инвалидом или инвалидом с детства до достижения им совершеннолетия; оплату путевок для работников и их детей в санаторно–курортные учреждения, а также на лечебное диетическое питание; оплату проезда к месту лечения и обратно;

3) частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев–профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности;

4) частичную оплату путевок в детские загородные оздоро-вительные лагеря, находящиеся на территории РФ, для детей работающих граждан; частичное содержание детско–юношеских спортивных школ;5) создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости фонда на всех уровнях; обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления фонда;6) финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих гос-ую защиту трудовых прав работников, охрану труда;7) проведение научно–исследовательской работы по вопросам соц.страхования и охраны труда;

8) осуществление других мероприятий в соответствии с задачами фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников фонда;9) финансирование программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.

Фонды ОМС представляют собой централизованные источники финансовых ресурсов для целей медицинского страхования как формы социальной защиты населения. Фонды обеспечивают аккумулирование денежных средств на обяза-тельное медицинское страхование, финансирование гос-ой системы ОМС.

Задачи медицинского страхования – гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и проводить профилактические мероприятия.

Мед-ое страхование осуществляется в двух видах: обя-зательном и добровольном. ОМС является составной частью государственного соц. страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств ОМС в объеме и на условиях, соответствующих программам ОМС.

ДМС осуществляется на основе соответствующих программ и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и других услуг сверх установленных программами ОМС. ДМС может быть коллективным и индивидуальным. Коллективное страхование осуществляется в соответствии с социальными программами развития предприятий и является дополнительным к обязательному государственному страхованию.

В качестве субъектов мед. страхования выступают гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение.

Для сбора обязательных страховых взносов в системе ОМС созданы Федеральный и территориальный фонды ОМС.Финансовые средства ФФОМС являются государственной собственностью.

Страхователи передают взносы в ФФОМС и ТФОМС. ТФОМС передает средства в руки страховых медицинских организаций (СМО). СМО – это организации, имеющие государственное разрешение (лицен-зию) на право заниматься медицинским страхованием. СМО выплачи-вают медицинским учреждениям деньги за лечение граждан.

В системе ОМС Федеральный фонд выполняет следующие функ-ции:

1) осуществляет выравнивание условий деятельности территори-альных фондов по обеспечению финансирования программ ОМС;2) проводит финансирование целевых программ в рамках ОМС;3) организует разработки нормативно–методических документов;4) вносит в установленном порядке предложения о страховом тарифе на ОМС;5) осуществляет сбор и анализ информации о финансовых ресурсах системы ОМС;6) участвует в создании территориальных фондов ОМС;7) осуществляет контроль за использованием финансовых средств системы ОМС;8) аккумулирует финансовые средства ФФОМС.

Территориальные фонды ОМС:

1) аккумулируют финансовые средства территориальных фондов;

2) осуществляют финансирование ОМС, проводимого страховыми медицинскими учреждениями; 3) проводят финансово–кредитную деятельность по обеспечению системы ОМС;4) выравнивают финансовые ресурсы городов и районов, направ-ляемые на проведение ОМС;5) совместно с органами государственной налоговой службы РФ осуществляют контроль за своевременным и полным поступлением в территориальный фонд страховых взносов, а также за рациональным использованием поступивших финансовых средств;6) согласовывают совместно с органами исполнительной власти, профессиональными медицинскими ассоциациями тарификацию стои-мости медицинской помощи, территориальную программу ОМС населения, вносят предложения о финансовых ресурсах, необходимых для ее осуществления, о тарифах на медицинские и иные услуги по ОМС.

Финансовые средства ФФОМС и ТФОМС образуются за счет:

1.страховых взносов предприятий и иных хозяйствующих субъектов на ОМС, установленных законодательством РФ;2.взносов территориальных фондов на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах;3.ассигнования из федерального бюджета на выполнение программ ОМС;

4.добровольных взносов;5.доходов от использования временно свободных финансовых средств;6.средств, предусмотренных от использования временно свободных финансовых средств.

Фонд ежегодно разрабатывает бюджет и отчет о его исполнении, которые по представлению Правительства РФ утверждаются федеральным законом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: