Для изучения мотивации поведения дошкольника может быть использована экспериментальная игра «Школа» (JI. И. Божович)1.
Экспериментатор предлагает детям поиграть в «школу». Фиксируются (а затем анализируются) отношения испытуемых к данному предложению, содержание игры, игровые действия, общение и проявленные отношения к ней, длительность игры, продукты детской деятельности.
Если дети с большим желанием откликаются на предложение поиграть в «школу», играют в нее с удовольствием, центральное место в игре занимает урок и наполнен он типичным учебным содержанием (дети «пишут» палочки, буквы, цифры, «читают» и т. д.), а все, что не относится к нему, свернуто до минимума, — такое поведение детей в экспериментальной игре является основанием для заключения об относительно высоком уровне мо- тивационной готовности их к школе, к социальной позиции школьника.
Отказ же от предложения экспериментатора, отсутствие или крайне слабый интерес к игре в «школу», преобладание в ее содержании (если все же игру удается организовать) того, что не имеет прямого отношения к учебной деятельности (например, «перемен», «звонков», «прихода» и «ухода» из школы и т. п.), кратковременность самого процесса игры — показатели низкого уровня сформированное™ мотивационной готовности ребенка к школе, к позиции школьника.
Определение доминирования познавательного или игрового мотива ребенка2