Эксперимент проводится в три этапа. На первом этапе дается методика А. Карстен на психическое пресыщение. В качестве задания можно использовать рисование кружков.
Когда появляются признаки психического пресыщения, приступают ко второму этапу эксперимента, на котором вводится учебный мотив, а именно: испытуемому сообщают, что сейчас он будет учиться красиво писать букву «О» (или цифру 0). Если он хочет получить за свою работу самую высокую оценку — «5», то надо красиво написать не менее одной страницы.
' Модификация методики Н. Л. Белопольской.
На третьем этапе вводится игровой мотив. Перед ребенком ставят фигурки зайца и волка (можно вместо фигурок использовать изображения этих животных). Испытуемому предлагают поиграть в игру, в которой зайцу надо спрятаться от волка, чтобы тот его не съел. Ребенок может помочь зайцу, если нарисует для него большое поле с ровными рядами капусты. Полем будет лист белой бумаги, а капуста будет изображаться кружками. Ряды капусты в поле должны быть частыми и ровными, асами кочаны капусты должны быть одного размера, тогда заяц сможет спрятаться среди них от волка. Экспериментатор для примера рисует первые два ряда капусты, затем ребенок продолжает работу самостоятельно.
Интерпретация результатов
После окончания эксперимента делается вывод о побудительной силе игрового и учебного мотива для данного ребенка.
Определение мотивов учения12[12]
Для шестилетних детей наиболее характерными являются следующие мотивы: собственно учебно-познавательный мотив, восходящий к познавательной потребности (учебный); широкие социальные мотивы, основанные на понимании общественной необходимости учения (социальный); «позиционный» мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими (позиционный); игровой мотив, неадекватно перенесенный в новую учебную сферу (игровой); мотив получения высокой отметки (отметка).